фoтo: Aлeксaндр Aстaфьeв
Любaя пeрeдaчa, крoмe oбъeктoв вoдoснaбжeния, кoтoрыe прoxoдят чeрeз бaрьeр, имeeт экoнoмичeскoгo oбoснoвaния. Рaссчитывaeтся исxoдя из врeмeни умeньшaeтся и пути, тoпливo, сбeрeжeннoгo зa бoлee кoрoткий путь, кoличeствo пaссaжирoв и oбъeмoв грузoв, кoтoрыe идут пo этoму пути. Сoздaeтся впeчaтлeниe, что эти факторы не являются основными в принятии решения о сахалинском мост.
Давайте посмотрим на очевидное. Сахалинская область, единственная на острове, субъект Российской Федерации. На Сахалине, живет 487 тысяч человек. Регион богат полезными ископаемыми. И кажется, что этих двух причин достаточно для обоснования строительства. Тем более, что формально, мост через Татарский пролив не очень сложная конструкция. В самой узкой части – проливе Невельского – его ширина всего 7,3 км Это гораздо меньше, чем 19-километрового моста. Тем не менее, необходимо взглянуть на географическую карту, чтобы понять ошибочность этих цифр.
Узкие Татарского пролива находятся в Северной войти в него. В Южной части ширина пролива более 300 километров. Пролив более 700 км в длину. Это важно, учитывая, что население Сахалинской области распределяется очень неравномерно. Его большой вес концентрируется на юге, в Южном-Сахалинске, Корсакове и Холмске. Самым важным в Северной части города – Оха имеет в общей сложности 21 тысячу человек. Отель расположен в центре острова Поронайск-15 тысяч. В остальных населенных пунктах, которые не превышают 10 тысяч. В результате, если построить мост в более благоприятный Северный п, от юга до него нужно ехать около 700 км друг от друга.
Сахалин богат полезными ископаемыми. Но это в основном нефть, газ и уголь. Руды и минеральных ресурсов практически не существует. Для транспортировки нефти и газа на континенте, поскольку газопровод, сейчас идет строительство второй «нитки». Логично, что мост можно взять уголь. Но зачем носить на континенте, если сейчас основным потребителем сахалинского угля, являются ТЭЦ и Япония, которая получает море.
Получается, что в словах «сахалинский мост» звучит хорошо, но на самом деле не знает, кто их будет использовать и почему. И, как и инвестиции в это строительство были связаны даже с оптимизмом урожайности?
Как и в случае с Керченским мостом может идти о геополитических факторов. Но если в случае Крыма никого и ничего не надо объяснять, на Сахалине легко внешний вид кого-то, построившими мост из-за престижных соображений.
Тем не менее, на все виды проектов конечных бенефициаров. Здесь это астрономические суммы. Стоимость контракта предварительно оценивается в 5 миллиардов долларов (286 млрд рублей). Тем не менее, в июле СМИ сообщили, что вице-президент ОАО «российские железные дороги» Александр Мишарин в кулуарах промышленной выставки «Иннопром» в Екатеринбурге забил стоимость строительства транспортного перехода с материка на остров Сахалин, длина 540 км 400 миллиардов рублей.
В октябре 2017 года, после заседания Президиума государственного Совета, состоявшегося во Владивостоке, президент России Владимир Путин дал поручение обеспечить строительство двух грузопассажирских судов, для связи между Камчатка и порты Сахалинской области. Кроме того, Путин поручил правительству внести предложения по включению мероприятий по реконструкции береговой инфраструктуры портов Ванино и Холмс в госпрограмму «Развитие транспортной системы». Получается, что и в мост проекты взаимно исключают друг друга. Модернизация паромного снижает целесообразность строительства моста к нулю.
Паромная переправа Ванино — Холмск функционирует с 1973 года. На проектную мощность, которая вышла в конце 1976 года, пять лет, в течение которых было перевезено около 6 млн тонн грузов и более 300 тысяч пассажиров, этот шаг полностью себя окупила. Сегодня, в текущей линии доставки, порядка 1 миллиона тонн в год. Твердого расписания у паромов нет. Товаров, не выстраиваются в ожидании парома. Наоборот, время отхода и подхода судов варьируется в зависимости от наличия нагрузки и погодных условий.
Получается, что мегапроект выгодно, как процесс. Основными бенефициарами являются железные дороги, распределяет ресурсы в другое дело века, и компания «Стройгазмонтаж», которая в состоянии построить технику и специалистов после достройки моста. По-видимому, с частной компанией «Стройгазмонтаж» все ясно. Но в чем бенефит такой госмонополии. как железные дороги? И здесь в ход идет обычная бюрократическая логика. Реализация мегапроекта укрепляет позиции лиц, ответственных за него должностных лиц, повышает их статус и значимость. В результате, не получают безопасных маниловские иллюзии о мост и торговцев, которые продают необходимые для людей вещи, «черная дыра», засасывающая огромные ресурсы.