Рискуя, Фрeдриксeн нe всeгдa выигрывaл. Нeприязнь к нoрвeжским влaстям, зaпутaннoe зaкoнoдaтeльствo и высoкиe нaлoги привeли в итoгe к тoму, чтo Фрeдриксeн в 2006 гoду oткaзaлся oт нoрвeжскoгo пaспoртa, пoлучив грaждaнствo Кипрa. Путeм слияний и пoглoщeний oн сoздaл из нee oдин из крупнeйшиx в oтрaсли кoнцeрнoв с eжeгoдным oбoрoтoм свышe $5 млрд. Гeoргий Мaкaрeнкo Тeпeрь жe рынoк сaм вoзврaщaeт Фрeдриксeнa к тoму, с чeгo oн нaчинaл пoлвeкa нaзaд, — к рыбoтoргoвлe. Eму были прeдъявлeны oбвинeния в мoшeнничeствe, а также в создании угрозы жизни членов экипажа — ведь вместо бункерного топлива использовалась сырая нефть. К этому времени он уже два года интересовался другим бизнесом — добычей нефти с морского шельфа, но к настоящим инвестициям в добывающую отрасль он пришел лишь десять лет спустя. Так, в 1986 году он был арестован по обвинению в мошенничестве и провел четыре месяца в тюрьме. Так и не покинув судоходный бизнес, в 2005 году Фредриксен основал компанию Seadrill. т североморской нефти.
Затянули пояса
Как рыба в нефти Бизнесмен норвежского происхождения Джон Фредриксен начинал как судовладелец, а в итоге сколотил состояние на всем, что может подарить море: от рыбы до шельфовой нефти.
Более половины этой суммы ($5,7 млрд) приходится на наличные запасы, $4 млрд составляют портфельные инвестиции и около $1 млрд — личная собственность. Bloomberg щедрее: на 25 февраля агентство оценивало его состояние в $10,4 млрд. Летом прошлого года, подсчитало издание, производитель морепродуктов Marine Harvest впервые стал самым дорогим активом в портфеле норвежца Фредриксена. Особняком стоит нефтетрейдер Arcadia Petroleum, принадлежащий лично Фредриксену. Всего Фредриксену принадлежит пять инвестиционных фондов, управляющих долями в 16 компаниях: помимо рыбного промысла и бурения на шельфе они занимаются судоходством, логистикой нефтедобычи и прочими нефтесервисными услугами. «Когда стоимость пятикилограммовой семги в январе [2016 года] превысила стоимость барреля нефти, никто из нефтяников этому не радовался, — писали журналисты агентства Bloomberg в своем исследовании в конце февраля. Поскольку основную деятельность бизнесмен ведет в нефтяной отрасли, с падением цен на сырье летом 2014 года размер его состояния упал почти вдвое. До этого долгие годы самым ценным вложением Фредриксена была доля в буровой компании Seadrill, основателем и председателем совета директоров которой является бизнесмен. По счетчику «реального времени» журнала Forbes состояние Фредриксена на конец февраля составляет $8,7 млрд.
барр. Сингапурский офис был открыт еще в 1958 году, но только к концу 1960-х годов работа там стала привлекательной — островное государство приобрело славу одного из наиболее перспективных рынков благодаря начавшимся незадолго до того антикоррупционным реформам Ли Куан Ю. Параллельно Фредриксен пытался учиться в вечерней школе, но бросил ее, решив заняться самообразованием, заодно накапливая деловой опыт. «Билетом на родину» для него стало предложение менеджера Оле Шрёдера из норвежской судоходной компании A.O. Девальвация кроны не спасла от обвала нефтяной выручки даже в национальной валюте. Джон Фредриксен еще в юности решил пойти по стопам отца в транспортную отрасль, но выбрал он не железные дороги, а море — хоть его дом и находился недалеко от центральной товарной станции Осло, за ней располагался порт. В 1946 году он вошел в состав Осло и с тех пор является одним из спальных районов норвежской столицы. Компания была основана в 1903 году в Шанхае и работала исключительно в Юго-Восточной Азии: Гонконг (позже сюда перебралась штаб-квартира фирмы), Таиланд, Филиппины. Во время войны немецкая армия на полную мощность использовала транспортную инфраструктуру Норвегии — советские историки подсчитали, что к концу 1943 года в стране были дислоцированы 380 тыс. За эти полтора года норвежская крона на треть ослабела к доллару США (и впервые за много лет упала ниже шведской кроны). В четверг, 25 февраля, на следующий день после публикации Bloomberg, Seadrill опубликовала свои финансовые итоги за 2015 год. Толчком к этому стало обнаружение большого месторождения газа у берегов Нидерландов в 1959 году. Железнодорожный бум позволял рабочей семье Фредриксенов сводить концы с концами. Andersen — проработав год в Нью-Йорке, Фредриксен вернулся домой. В 16 лет Джон нанялся курьером в местную пароходную компанию Blehr og Tenvig, которая предоставляла брокерские услуги по фрахту перевозивших рыбу судов. Новый руководитель Джона, Торстен Фосс, предоставил ему как начинающему брокеру полную свободу действий — в частности, право получать комиссию от сделок. Опасные вложения ежесуточно, сейчас же показатель опустился примерно до 130 тыс. Такой подход со стороны своего непосредственного начальства развязывал руки молодому бизнесмену, но при этом Фредриксен оказался погруженным в бизнес практически без поддержки и стал подыскивать себе другую работу. барр. В Берлине разрабатывались планы постройки вблизи норвежского Тронхейма «северной столицы» рейха, мегаполиса, который стал бы важным транспортным узлом. В 2015 году стоимость экспорта нефти составила 450 млрд против 551 млрд крон годом ранее. Начало нефтяного кризиса нанесло Норвегии немалый ущерб. При текущем курсе это около $52 млрд и $63,6 млрд соответственно. Доля же нефти в экспортных доходах страны упала с 45,2 до 38,7%. Несмотря на кризис, компании удалось затянуть пояса, сократить свои затраты на $832 млн (против запланированных $600 млн) и значительно превысить прогноз по чистой прибыли: $285 млн против ожидавшихся $238 млн (рост к 2014 году на 82%). Но уже через год он уволился из компании, которую к тому времени выкупили британцы. Детство и юность будущий бизнесмен провел в городке Эттерстад, рабочем пригороде Осло. К началу 1980-х годов объем добычи на Экофиске превышал 400 тыс. Если раньше Фредриксен занимался в основном перевозками рыбы, то из Сингапура на родину он вернулся опытным молодым специалистом по фрахтованию танкеров. Правда, за последние два года котировки Seadrill упали на 93%. В Канаде он задержался лишь на полгода, после чего, недовольный условиями работы, попросил перевести его в офис корпорации в Нью-Йорке. Его разработкой занималась американская фирма Phillips Petroleum, которая ныне входит в корпорацию ConocoPhillips.
С падением предложения мировые цены на нефть взлетели, и поставщикам стало невыгодно использовать крупнотоннажные танкеры. Оборот вокруг своей оси Прямые поставки нефти по трубопроводу из Ирана в Сирию (ключевому союзнику Тегерана) оказались невозможны, и компания Фредриксена предложила Исламской Республике свои услуги по транспортировке нефти танкерами. В 1979 году обрушение добычи в Иране (а затем и в Саудовской Аравии) привело к очередному скачку цен. В Сингапуре Фредриксен познакомился с рисковыми деловыми решениями, которые вряд ли пришли ему в голову, оставайся он в Норвегии. С началом «войны Судного дня» ОПЕК объявила эмбарго на продажу нефти странам, поддерживающим Израиль. Многие перевозчики банкротились, их суда оставались ржаветь в доках. Первый такой проект провалился: нагруженный цементом корабль вынужденно простаивал в нигерийском порту Лагос, пока арендная плата опустошала резервы Фредриксена. На нем бизнесмен, по данным Bloomberg, заработал $40 млн. Используя свои знания в отрасли, связи в арабском мире и накопленные средства, он брал неиспользуемые танкеры в долгосрочную аренду, впоследствии выкупая их. Например, он с готовностью арендовал старые сухогрузы, фрахт которых обходился гораздо дешевле. С тех пор бизнесмен предпочитает работать в политически нестабильной обстановке: чем выше ставки, тем выше и прибыль. Еще через несколько лет бизнесмен воспользовался ирано-иракской войной. Ненадолго нефтяные цены стабилизировались, что позволило Фредриксену собрать собственный флот в относительно мирных условиях.
Как норвежец Джон Фредриксен сделал состояние на рыбе и нефти
Предыдущая запись