Первый зампред Центробанка Ксения Юдаева — о том, почему центральный БАНК не накачивает экономику деньгами, и что делать, когда закончится резервный фонд
Фото: РИА новости/Григорий Сысоев
Первый зампред Центробанка Ксения Юдаева рассказала «Известиям», почему в марте регулятор оставил процентную ставку без изменений, что в настоящее время инфляционные риски, почему финансирование инвестпроектов на самом деле бюджет поддержка, а также на каких условиях россияне смогут стать полноценными инвесторами, а не только держать свои деньги в банке и наличных.
Ксения Валентиновна, в последнее время совет директоров банка России принял решение оставить ключевую процентную ставку без изменений. Почему? И то, было ли решение единогласным или были особые мнения?
— Решение по ставке было, я осмелюсь сказать, по обоюдному согласию. Обсуждение формулировка сигнала относительно будущей политики. Мы хотим, чтобы наилучшим образом передавать участников рынка наше видение ситуации, попытался объяснить, как мы будем себя вести в складывающихся условиях. Была задача подчеркнуть, что мы делаем политику таким образом, чтобы постепенно снизить инфляцию к целевому уровню, не создавая при этом чрезмерные риски для экономической и финансовой стабильности, и поэтому ставка должна меняться плавно и предсказуемо, а не вверх-вниз, вслед за быстро меняющейся внешней конъюнктурой. На самом деле это присуще на самом деле решить.
Наши политики не имеют непосредственного влияния на экономику и инфляцию, делается на время. Так что мы должны принимать во внимание не столько текущую динамику, сколько видение будущей динамики на горизонте, по крайней мере несколько кварталов. И ситуация на финансовых и товарных площадках проходят достаточно волатильно, и это создает определенные риски, указанного в поле зрения. Современные данные, касающиеся экономики и инфляции, также подвержены изменениям, могут возникнуть какие-то разовые факторы, которые влияют на эти показатели. Так что мы должны действовать осторожно, таким образом, чтобы не создавать дополнительных рисков и снижения этих рисков, которые уже существуют, для достижения цели по инфляции 4% к концу следующего года.
— Если все же обсуждение было, то ли Цб России намерен публиковать особые мнения членов Совета директоров, так как это делает федеральная резервная система (ФРС)?
— Некоторые, но далеко не все центральные банки публикуют протоколы заседаний. При этом обратите внимание, что такие протоколы, редко фиксируются, много голосов, против решения, поскольку, как правило, само решение является жесткой консенсуса. Мы ЦЕНТРОБАНК, обсуждают решения, а также попытка догнать вариант, который поддерживают все члены совета директоров.
Мы думаем о том, хотите ли вы публиковать результаты голосования и особые мнения. И, возможно, в будущем придем к этому. Но уже в настоящее время Банк России публикует достаточно много информации, в том числе аналитические материалы, в которых главная задача — дать понимание рынка того, как Цб видит ситуацию, как она становится и как вести себя в этой ситуации регулятор. Так что не думаю, что различные мнения и протоколов дает рынок какой-то кардинально новой информации, которая необходима, чтобы понять логику наших действий.
— Большинство аналитиков считает, что в марте ставка остается неизменной, но все единодушно считают, что в апреле Банк России пойдет на смягчение денежно-кредитной политики. На каком уровне должен упасть годовой инфляции, что было принято решение?
— Еще раз повторяю, что мы смотрим не только в текущей инфляции, но и будущей инфляции, то прогноз. Даже если в настоящее время инфляция снизилась, но мы видим, есть опасность, что это может вырасти или надолго застрять на одном уровне, то мы будем это учитывать.
— Какие основные инфляционные риски сейчас?
—Инфляционные риски в настоящее время во многом связаны с внешними факторами, а также высокими инфляционными ожиданиями и бюджетной политики. Наблюдается снижение годовой инфляции обусловлен, в частности, проводимой политики, но, на инфляцию оказывают влияние также разовых факторов. Например, в мире цены на продукты питания в последнее время упал. Это привело к тому, что у нас цены на продукты питания не будут расти так быстро. Но понятно, что это разовый фактор, который может стать. Инфляция влияет и бюджетной политики: сохранение достаточно жесткой бюджетной политики, направленные на сокращение расходов, способствовало замедление инфляции. Но до тех пор, пока не утверждает, что среднесрочные бюджета стратегии, инфляционные риски со стороны фискальной политики сохраняется.
— Например, если выполняется обещание больше индексации во втором полугодии?
— Рост инфляционных рисков может привести к поддержания или даже увеличения дефицита бюджета. Кроме того, есть риск инфляции, который связан с изменением ситуации с ликвидностью в банковской системе и тем, как меняются отношения в нашей основной ставке и всех других ставок в экономике. Достаточно долго в банковской системы был дефицит ликвидности, банки постоянно были ЦБ и Банк России управляет ставок денежного рынка через операции кредитования в банковском секторе. Теперь, так как деньги поступают за счет бюджета, а не только через БАНК, что банки возникли в более свободной ликвидности. Отдельные банки уже даже возникает избыточная ликвидность, поэтому мы снижаем дать деньги на свои каналы и в будущем, не исключено, что вы должны пойти изъятию избыточной ликвидности. В этой ситуации становится отношение ставки экономики и депозит, и кредит, и ключевую ставку. Мы также должны были, когда приняли решение о ставке.
— Большой ликвидности, которые предлагает ЦБ для банков, вызывает упрек в том, что они просто спрашивают, есть ли регулятор на деньги и зарабатывают валюту, используя волатильность курса. Не думаю, что это также необходимо учитывать при кредитовании систему?
— Это норма открытой валютной позицией, что все банки должны выполнять, и это ограничивает возможности банков в проведении такого рода операций. Если посмотреть с другой стороны, как правило, в банковском секторе был в недоумении, в первой половине прошлого года. В настоящее время в секторе идет небольшая прибыль. Ситуация прибыль сейчас гораздо хуже, чем несколько лет назад, так что факты не подтверждают мнения, что банки много зарабатывают в валюте.
Назад ситуацию с ликвидностью. При выборе объемов предоставления или изъятия ликвидности, мы смотрим на ситуацию в целом, а не какой-то конкретной операции. Про ликвидность много мифов. Не хочу уходить в технические детали. Политики, банк России будет контролировать краткосрочные процентные ставки денежного рынка, а через них влияет на все остальные процентные ставки в экономике. Объем предоставляемой ликвидности зависит от спроса на деньги и центральный БАНК следит за тем, что ликвидности достаточно, чтобы удовлетворить спрос на деньги при данном уровне процентной ставки.
— Вы упомянули про бюджет канал поступления денег в банки, а через них-на экономику. А что, если резервный фонд закончится? Необходимо использовать и другие инструменты предоставления ликвидности?
— Центральный банк и теперь не поможет в бюджет, у него нет такой функции. Бюджет тратит свои резервы, которые были бухгалтерского учета Банка России. Если резерв бюджета заканчиваются, ему надо либо более активно занимать на рынке финансирования дефицита, либо уменьшить его дефицит. Попытка финансировать дефицит бюджета выставления счета, приведет к резкому росту инфляции, причем инфляции становится хронически высокой. И хронически высокая инфляция — это тот же налог, но он идет, в частности, бедных, кроме того, разрушает финансовый сектор и несет другие негативные долгосрочные социальные и экономические последствия, снижает экономический потенциал и ухудшает качество экономического роста. Это происходит по многим причинам, в том числе и потому, что экономические агенты начинают тратить свои усилия и таланты, в первую очередь, чтобы защитить себя от инфляции, а не на том, чтобы развивать свой бизнес и найти более эффективное приложение своих талантов. Исчезли возможности для долгосрочного планирования. Ухудшается ситуация, в которой долгосрочные сбережения и инвестиции. Валюта вокруг оборот, заменить уволенных валют. В конце концов, все это только увеличивает проблемы бюджета. Именно так развивалась ситуация в России в конце 1980-х — начале 1990-х, и я не думаю, что кто-то готов повторить этот опыт.
— Можно ли по той причине, что Банк России оставил ставку неизменной, чтобы сделать вывод, что не так страшен кризис, как его представляют? В противном случае Банк России удешевлял бы кредиты, что через банковскую систему влить их в экономику?
— Я сказал, в противном случае — ситуация в экономике развивается лучше, чем можно было бы ожидать. Цены на нефть сейчас достаточно низкая — около $40 за баррель, причем снижались они в два этапа. Было падение в прошлом году, то в начале этого года. Сейчас происходит некоторый подъем. Но, несмотря на очередную волну снижения цен на нефть, мы видим, что ситуация в экономике продолжает стабилизироваться. Так что я не концентрировалась бы слово «кризис». В нашей ситуации лучше всего описывает слово «новая реальность», то это не временные трудности, и новые координаты, что нашу экономику надо развивать. И это новая реальность, есть несколько новых функций. Падение цен на нефть толкает экономику, изменить ее структуру. Появляются в секторе, где открываются новые возможности для развития. И первые сигналы того, что это происходит, мы уже видим. Есть и сектора, и отдельные предприятия, где в прошлом году был значительный рост прибыли и выпуска продолжает расти. Некоторые компании нащупали новые возможности для развития производства, как для внутреннего, так и внешнего рынка. Так, в настоящее время наша экономика ищет новые точки конкурентоспособность и новые возможности для роста.
— Не могу просить, влияние санкций и антисанкций. Мнения разделились: кто-то утверждает, что это хорошо, что кто-то считает, что они зло для нашей экономики, и если их не удалить, то ничего хорошего у нас нет. Ваше мнение?
— Наказания имел некоторые негативные последствия и ситуации на финансовых рынках и в экономике в целом, но мы видим, что экономика к санкциям адаптируется. Продуктовые санкции с изменением валютного курса способствовали развитию импортозамещения. На финансовых рынках активизировался поиск новых партнеров и новых финансовых инструментов. Негативное влияние санкций, было и есть, но их эффект со временем уменьшается.
— Центральный банк также часто упрекают, что он не насыщает экономику деньгами, если США в разгар кризиса. Возможно ли у нас программы количественного смягчения, которые пропитаны деньги с помощью различных средств?
— В США темпы роста денежной массы М2 на фоне политики количественного смягчения не изменились. Так что я не очень хорошо понимаю, что имеется в виду, когда говорится о том, что политика ФРС была направлена на насыщение экономики деньгами. Вопрос количественного смягчения происходит, если инфляция отрицательная, а процентные ставки к нулю. В результате центральные банки теряют возможность контролировать процентные ставки, которые уже невозможно далее уменьшать (хотя в Европе сейчас идет эксперимент, отрицательные процентные ставки). Если мы окажемся в такой ситуации, то, как и в других странах те же проблемы, будем думать, как проводить политику количественного смягчения. Но, с другой стороны, ФРС США политика была направлена на снижение долгосрочных процентных ставок в экономике. В этом смысле политика снижения инфляции, которая происходит в настоящее время банк России, имеет тот же эффект. Долгосрочные процентные ставки в стране и корпоративных облигаций в последние месяцы снижается. Ставки казначейских облигаций уже ниже ключевой ставки. Этому есть множество причин, но одна из основных ожиданий снижения инфляции.
— В прошлом году очень много шума сделали история о том, что центральный БАНК проведет стресс-тесты банков написали доллара 120 рублей. Позже выяснилось, что этот опрос является ликвидность. Проходят ли сами стресс-тесты и есть ли понимание, какой в курсе доллара наши банки не поддался?
— Наша банковская система устоит при любых внешних шоках. Центробанк делает для этого все необходимое. И стресс-тесты, мы действительно регулярно проводим, их задача, среди прочего, заключается в том, что Банк России стал понимать, какие действия ему нужно что-то делать, если разные варианты развития событий. Это также относится и к надзорной практике — для снижения различных видов рисков, когда происходит негативные сценарии. Это важно и в связи с рынком, чтобы он понял, что теоретически может возникнуть ситуация, и как их готовить, чтобы сохранить стабильность в различных шоках.
— И теперь, какие параметры самые-самые, с которыми?
— Мы, если мы опубликуем стресс-тесты, то мы опубликуем и их параметры.
Раз пошел разговор про упреки, то не могу не упомянуть требования цб рф увеличить финансирование инвестиционных проектов. Но вы этого не сделаете. Почему?
— Есть несколько специальных инструментов, чтобы такое финансирование, но они не могут быть более требовательны, в противном случае они нарушают эффективность денежно-кредитной политики. Они действуют ограниченное для того, чтобы способствовать компенсации так называемых провалов рынка. Но если какое-то направление может нанести 0,5–1 триллиона рублей, то это уже не провал рынка, потому что такая динамика показывает, что рынок сам в состоянии справляться с такого рода кредиты, и ему не нужны нерыночные механизмы поддержки. Кроме того, поскольку ликвидности в системе достаточно, то такое рефинансирование — это уже на самом деле бюджетных субсидий. В конце концов, если мы даем деньги на низкой процентной ставкой, то это только от нашей прибыли, которую ЦБ каждый год перечисляет в бюджет, что означает, что в бюджет поступает меньше доходов.
— Вы должны заботиться о финансовой стабильности. Какие риски его видите сейчас? Стабильна ли сейчас с финансами?
Потому что риск для финансовой стабильности мы смотрим на каждый день. И приветствую их постоянно на тему, нужно ли нам как-то реагировать и принимать конкретные меры или нет. Риски в той или иной форме есть всегда, но они могут быть большие или малые, которые требуют принятия определенных мер или не требуют. Такие факторы, как волатильность цен на нефть, курса рубля — все эти вещи, безусловно, требуют внимания, но теперь мы не видим, что они требовали какие-либо специальные меры реагирования с нашей стороны. На данный момент ситуация по меркам последних нескольких лет, было достаточно спокойно, но мы не теряем бдительности, понимая, что все фундаментальные проблемы мировой и российской экономики будут решены, так что ситуация все еще очень чувствительна и может быстро измениться.
— Очень большой кредитора в виде населения, которые имеют много денег, но использовать их только в банки. Президент организации, чтобы сделать более привлекательным для населения вложения в корпоративные облигации. Планируется обеспечить активные люди ОФЗ. Как вы оцениваете перспективы участие населения в инвестирование экономики и государства с помощью этих инструментов?
— Вы затронули очень важную тему, что вся наша политика, потому что финансовые институты — посредники между теми, кто держат, и те, кто инвестирует. Безусловно, сбережения населения являются основным источником инвестиций в экономике. И задача многих государственных учреждений, центрального банка, прежде всего, создать такие условия, чтобы население, во-первых, доверяло своей национальной валюты, и именно он был готов инвестировать в различные институты и инструменты; во-вторых, что эти финансовые институты и инструменты были действительно надежными. Она ориентирована, и в нашей политике инфляционного таргетирования и политики пришли к выводу с рынка недобросовестных игроков и политика повышения стабильности финрынка, политики и повышения доступности финансовых ресурсов. Среди населения есть достаточно необходимых средств, то есть достаточно много экономит, и теперь начала сохранить еще большую часть своих доходов. Но в основном люди несут сбережения в банки, потому что привыкли, потому что инструмент, это понятно, и это достаточное количество жидкости, то он позволяет почти в любое время положить и снять деньги. Как правило, люди боятся инвестировать вдолгую, и наша задача — создать стимулы, чтобы они перестали ее бояться. Что касается технических вопросов создания условий для инвестирования, живет на средства стран — и это распространено во многих странах, то здесь важно, чтобы был предложен четкий механизм покупки государственных облигаций министерства Финансов. Как я понимаю, этим занимается министерство Финансов в настоящее время. В мире широко распространено и в том, что сбережения населения инвестирует в акции и облигации не напрямую, а через пенсионные и паевые инвестиционные фонды. Развитие этих учреждений, мы сейчас тоже активно занимаемся.
— Но люди держат деньги не только в банках. Не оценки, сколько, как это принято говорить, «под матрасом» держать рубль. В платежном балансе отражается только наличная валюта.
— Если посмотреть на денежной массе, то около 9% ВВП, у нас — деньги-рублей. Это на самом деле довольно много. В америке — 7%, и еще меньше стран, где этот показатель вообще около 3-4%. Но вполне возможно, что такая высокая доля наличных денег в России связана не с боязнью рисков, и вопросы финансовой доступности, над которой мы работаем. Важно, чтобы инфраструктура, которая позволит людям не хранить деньги и осуществлять покупки с помощью электронных денег. По крайней мере, развития инфраструктуры, часть денег уменьшается.