Oбщeствeнный дeятeль Дмитрий Янин — o тoм, кaк улучшить рынoк oсaгo
В тeчeниe мнoгиx лeт в Рoссии нe сфoрмирoвaнa систeмa oбязaтeльнoгo стрaxoвaния aвтoгрaждaнскoй oтвeтствeннoсти oсaгo, кoтoрыe бы зaщищaeт пoтрeбитeльскиe интeрeсы и при этoм нe былo бaснoслoвнo дoрoгo. Выxoд мoжeт прeдлoжить гoсудaрствo.
Выручкa oт рeaлизaции пoлисoв oсaгo нa прoтяжeнии мнoгиx лет формировали основным источником дохода для страховых компаний — из-за обязательных услуг, высокий уровень государственного билета и занижения оценки ущерба, что является обязательным при наступлении страхового случая.
В течение многих лет страховые компании тратят на выплаты пострадавшим около 50% собранных потребителей деньги, что в России десятки миллионов, и время от времени шантажировали государство, требуя поднять тариф. Между тем, качество услуг по осаго никаких оснований для того, чтобы улучшить этот тариф не дает.
В рамках мониторинга деятельности страховых компаний проекта повышения финансовой грамотности министерство Финансов Конфедерации обществ потребителей (КонфОП), высоко оценил качество услуг автострахования в 12 регионах России. Результаты показали, что трудности потребителей возникают с самого начала — необходимо купить полис осаго, обязательному которое отражено в названии. Для многих граждан покупка полиса осаго станет борьба за свои права как покупателя.
Причем эта борьба идет в формате, который можно рассматривать как наши родители, бабушки и дедушки, как купить необходимый товар сопровождалось навязыванием никчемной продукции. То время, когда СОВЕТСКИЙ союз, эта практика называлась продуктовым набором, то теперь «коробочным решением». В районе, где продажи полиса осаго не интересно страховых компаний, покупатели навязывались «комплексное страхование продукции», некоторые из них, кроме того, нужный полис, а на самом деле пришел клиент, включали другие страховые продукты, например, каско или страхование жизни. Отказ потребителя «комплексности» привело к тому, что в офисах страховых компаний вдруг исчезли бланки полисов осаго.
Не нужно объяснять, что любой навязанный продукт является некачественным. Так, по страхованию жизни и здоровья по соотношению сборов к клиентам и выплаты пострадавшим, кажется, больше налог, но не в пользу государства и частных карман. Причина — большое количество изъятий и исключений в Правилах страхования, которые делают страхового случая маловероятно, и, следовательно, очень полезны для страховой компании.
При наступлении страхового случая в рамках осаго подробно урегулировано федеральным законом, связанных с ними видов страхования остается места для маневра, что позволяет продавцам страховок расширить условия получения выплаты до того, как это получить практически невозможно.
Практика навязанных продаж или отсутствие бланков периодически пресекалась контроля органами (Банк России и Роспотребнадзор), но радикально ситуация не изменилась. Чтобы решить эту проблему, «псевдонехватки» бланков осаго в офисах продаж страховых компаний Банк России безуспешно пытается обязать страховщиков продавать е-полисы страхования, которые абсолютно не занимают отрасли. Очень показателен факт, что в тех регионах России, где выплаты зависит превышают сборы, продажа полисов осаго «без нагрузки» (для чего и введен e-полис) страховой компании, просто блокируется. Конечно, они не готовы открыто признать, что технические вопросы продажи электронных полисов и возникновения сбоев форм форма давления регулятор очередная кампания повышения тарифа.
Ясно, что после завершения выборов в Думу, число проблемных регионов, где у пользователя будут проблемы с полисами осаго, что увеличивается и регулятор прозрачно намекнут, что для решения этой проблемы нужно повышать тарифы. Это худший сценарий, который, если он все же будет реализован, принесет вам больше стоимость страхового полиса. Предположу, что в этом случае для автомобилистов с низким уровнем дохода придется отказаться от использования автомобиля.
Ответ: давление на страховой деятельности, а также ряд жалоб от автомобилистов, стала инициатива банка России о создании госкомпании, которые могут быть приняты для оказания услуг по осаго. Если частный сектор не готов по всей России правила ведения бизнеса, государство может сделать это самостоятельно, предоставив эксклюзивное право на продажу полисов осаго в вашей же компании.
Очевидно ожиданий, которые хотят быть уверены, что они могут купить обязательный страховой полис (в том числе в интернете, «с» и во всех субъектах РФ), которые при наступлении страхового случая размер выплат является справедливым, а количество необходимых для его получения ценных бумаг является разумным.
Потребители не в основном это частный сектор или государство, и владельцы страховых компаний это прекрасно понимают. Но, к сожалению, частные страховые компании не смогли сформировать даже средний уровень доверия граждан.
Причины недовольства понятны — во-первых, исторические ассоциации осаго с налогом, а не услугой, во-вторых, есть большая вероятность, что неоднократно занижения выплат на ближайшие оценщики страховой компании, если полученной суммы не хватает не только восстановить машину, но даже покупка новых деталей вместо поврежденных, и, наконец, всех раздражает волокита, связанные с оформлением страхового случая и получением компенсации. И все это на фоне высокого тарифа.
Следует отметить, что потребителей в России относительно высокий уровень доверия по всей стране. Это, кстати, используют и некоторые участники рынка, сохраняя название компании или рекламные элементы, принадлежности, большой, мощный, сильный и светлый. Так что само по себе появление идеи создания государственной компании, понятно. Основной вопрос — доступность и качество услуг по осаго, в случае, если для его реализации.
Автор председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП)
Все отзывы >>
Мнение автора может не совпадать с редакционной позиции
Написать комментарий