Aнaлитик Миxaил Мaтoвникoв — экспoртa в нaибoлee вeрoятнoм истoчник рoстa рoссийскoй экoнoмики
Пaрaдoксaльнo, нo oбсуждeниe вoзмoжнoстeй, oриeнтaция нa нaциoнaльныe тeмпы рoстa экспoртa нa сaмoм дeлe нe прoисxoдит. Мы сaми признaли сeбя нeкoнкурeнтoспoсoбными зa прeдeлaми oбрaбaтывaющeй прoмышлeннoсти в сырьe (нo здeсь прoтив нaс, eсли ситуaция нa мирoвoм рынкe), и, вoзмoжнo, сeктoрa OПК. Прoдукции гражданского назначения мы, по общему мнению, производить не в состоянии. На самом деле это не так.
Стоит посмотреть на то, что уже происходит в российской экономике, чтобы заметить, что рост экспорта произошел в тех секторах, где мы очень не ожидали. Доля экспорта обеспечило производство с иностранным капиталом. Их не нужно внутрироссийские ниокр, которые мы сразу же можем технологии, продукта, бренда и логистики.
Стоит присмотреться к новостям, чтобы заметить что-то интересное. P&G объявила о том, что экспортирует 30% продукции российских заводов. Кировский завод Candy начал поставки в Европу, Австралию, Японию. Компания Bosch и Siemens сообщало планирует удвоить экспорт электроники из России. Завод Hyundai начал выпуск автомобилей для Египта и Ливана. Компания Continental начала поставки шин в Европу и Азию. «Ашан» начал экспорт российской продукции Таджикистан и держал на рост инвестиций в Россию в 2016 году. Получается, что мы экспортируем парфюмерия, стиральные машины и много еще чего! После этого список часто задают вопрос: «разве это не хорошие новости для российских компаний?»
Да, Россия экспортирует продукцию и отечественных предприятий, пусть часто и не с такой последней, но не хуже, чем другие. После пищи санкции, российские производители могут экспортировать не только зерно, но и мясо, птицу и многие другие продукты. Такие примеры тоже есть. Но ошибочно думают, что экспортные возможности открылись только в сельском хозяйстве.
Спад на строительном рынке по данным Росстата, в 2015 году. в производство, лаки, красители выросла на 15,1%, листовое стекло — на 13,9%, санфаянса — 4,5%. На встречах с бизнесом в регионах встречаются совершенно неожиданные примеры роста экспорта: это и конфеты, и медицинские маски, боеприпасов для гражданского оружия, ткани, кожаные сумки, автомобильные шины. Каждый такой позиции экспорта — не так много денег, но конкретных экспортных предприятий, наконец, уже 10-15% от доходов, без него им было бы жаль. И все вместе они дают довольно большую сумму.
Государство думает об экспорте, но большую часть всей мегапроектов: самолетостроение, космос, ядерной энергетики и других энергетических. Это важные проекты, но вполне возможно, что их потенциал экспорта меньше, чем экспортные возможности многих малых предприятий.
Экспорт — много не только крупных, но и малого бизнеса. В соответствии с ЭКСАР (Российского агентства экспортных кредитов) в 2014 году количество российских экспортеров МСП, кто хоть раз экспортировать свою продукцию, составляет около 13,5 тысяч при этом компаний, экспортирующих в рамках системы, или кто готов свой экспорт в 2,5 тыс. в 2015 году количество экспортеров значительно вырос.
Хорошей новостью является то, что в россии экспортеров состоят в том, что цена нефти еще не поднялась много выше $60. В противном случае, сланцевый бум возвращается, на рынке избыток нефти. И коли так, то рубль будет укрепляться только в ограниченной степени, и полученные преимущества не так уж мало. Это преимущество следует использовать для технического перевооружения.
Какие должны быть действия властей в нынешней ситуации?
Привлекать прямые иностранные инвестиции с прицелом не только на внутреннее потребление и импортозамещение, но и экспорт. Это особенно влияет на отраслевые приоритеты при поиске инвесторов и организации профессиональной подготовки.
Улучшить процедуру экспорта. Русская таможня и налоговая система привыкли жить за счет экспорта, а не для развития. Вернуться в НАЛОГ с оборота, валютного контроля, сложности и клиентом, ориентированных на экспорт порядка — все они эффективно борются с экспортом.
Внутренних ограничений на экспорт очень много. Это не только государство в чистом виде, но и «обязательные» дилеров, которые необходимы для организации экспорта компаниями, которые только пробуют себя на мировом рынке. И еще и дефицит локомотивов, очереди в портах, увеличение стоимости транспортировки по автодорогам.
Экспорт не представляется возможным без соответствующей внешней политики. И США, и европейский союз, в частности, создают торговые союзы, чтобы способствовать росту экспорта, не только привлекают, с ними, с возможностью работать на вашем рынке.
К счастью, мир большой. В азии живет более 4 млрд человек, в Африке-миллиард, в Центральной и Южной Америке — 600 миллионов, А у нас там практически нет. Наш бизнес, я думал об экспорте, часто имеют в виду США и Европе. Там все понятно и знакомо, но очень высокая конкуренция. И Америка и Европа думают о новых рынках.
Мы о них мало знаем, у нас нет специалистов, ни научно-исследовательских институтов. Между тем, в ведущих университетах США и Европы есть большой международный раздел, в котором сотрудники соответствующих стран, причем большое практическое сосредоточиться, анализ инвестиционного климата, политический риск, рынки и торговые условия. Для нас это направление нужно даже не возрождать, а создавать с нуля.
Большую роль должны играть наши торгпредства и посольства. Важным показателем эффективности их использования, рост нашего экспорта не только в долларах, но по количеству наших экспортеров.
Нельзя недооценивать важность информационной поддержки экспорта. Наши продавцы часто не знают, куда они могли бы прийти к своей продукции, как не знает их и потенциальных импортеров.
Важно и прямая финансовая поддержка экспорта через ЭКСАР и кредиты покупателям российских товаров. В этом отношении большой ниши для новых продуктов для российских банков.
Надо сказать, что если рост экспорта небольшая доля России в мировом ВВП играет в нашу пользу. Небольшой экономики за счет экспорта растут гораздо проще, нет никаких проблем с их ограниченными внешнем рынке (серьезный вопрос, что в настоящее время Китай), и есть большой выбор торговых партнеров.
В результате кризиса 1998 года стало отвоевание российского производителя на внутреннем рынке задавившего в страну импорта, кризис 2014 года, должно дать толчок для нового этапа — рост несырьевого экспорта.
Автор — старший управляющий директор, главный аналитик Сбербанка
Все отзывы >>
Мнение автора может не совпадать с редакционной позиции
Написать комментарий