Нoвый гoд — врeмя, кoгдa лучшиe нaмeрeния и мaтeриaлизм сoeдиняются вмeстe. Сaмыe зaбoтливыe, твoрчeскиe и усeрдныe трaтят нe oдин дeнь нa пoиск, пoкупку и упaкoвку подарков.
Что бы ни находилось внутри коробки, свою любовь и внимание к получателям они также выражают через оберточную бумагу, пленку, декоративный бант и ленточку. Но порой новогодний подарок оборачивается полным фиаско.
Новое исследование Натана Новемски и Рави Дхара из Йельской школы менеджмента и Узма Кхана из Университета Майами о презентации подарков использует сухой рационализм там, где традиционно доминируют чувства и эмоции.
«Сравнительная характеристика дарителей и получателей подарков: когда привлекательная обертка приводит к плохому результату» (Different Comparisons for Gift Givers versus Gift Receivers: When attractive wrapping makes for a worse gift experience) основана на дюжине исследований экономистов и психологов, а также данных экспериментов в трех американских университетах.
Выводы работы могут неприятно удивить тех, кто любит оборачивать подарки. Американцы тратят $3,2 млрд в год на оберточную бумагу. Однако их усилия не только не помогают умножить радость, они создают нереальные ожидания, которые в итоге могут привести к недовольству и разочарованию.
Люди, предпочитающие оборачивать подарки, считают, что они превращают повседневное и обыденное во что-то чудесное и привлекательное; получатели, похоже, испытывают прямо противоположную череду чувств, с неудовлетворенностью в самом конце, пишет британский журнал The Economist.
Авторы исследования пытаются ответить на главный вопрос: что действительно создает чувство счастья?
В прошлом работы на эту тему в основном анализировали то, что называется фокализмом (focalism) — склонность чрезмерной концентрации на главном событии и игнорирование при этом других обстоятельств, которые в конечном итоге снижают радость.
В исследовании, опубликованном в 2000 г., к примеру, отмечается, что фанаты университетской футбольной команды считают, что чувство счастья от спортивной победы сохраняется как минимум три дня; в реальности повседневная жизнь вносит серьезную корректировку, и их эмоциональный подъем заканчивается уже к концу первого дня.
Ожидания, безусловно, также важны. Исследования, опубликованные в 1995 и 2006 гг., проанализировали, почему серебряные медалисты испытывают более глубокое разочарование (потому что они упустили золото), чем бронзовые медалисты (которые рады, что вообще получили медаль).
Исследование о дарении подарков, опубликованное в 2015 г., пришло к выводу, что одним из источников разочарования является выбор подарка. Даритель, решая, что подарить, думает об уникальных характеристиках получателя, а не о том, какой предмет он действительно хотел бы получить.
Обертка подарка включает частично все эти элементы: отсутствие фокуса, неточность цели, ложное представление о желаемом предмете. Все это завернуто в красочную упаковку.
Ученые дают один важный совет всем желающим стать Дедом Морозом — обертка должна соответствовать содержанию подарка.