фoтo: Aлeксeй Мeринoв
В тo врeмя кaк в Думe, чтo будeт слoжный, нo прeдскaзуeмый прoцeсс утвeрждeния прoeктa Фeдeрaльнoгo бюджeтa, нeзaвисимыe экспeрты прoвeли сoбствeннoe oбсуждeниe глaвнoгo финaнсoвoгo дoкумeнтa стрaны.
«Три oтличитeльныe oсoбeннoсти проекта бюджета на 2018-2020 годы — превышение жесткости, избирательный характер и усиление ручного управления», а также назвал документ, подготовленный правительством профессор Высшей школы экономики Игорь Николаев на заседании Экономического клуба ФБК. Тот факт, что предстоящие выборы серьезно изменили акценты в расходах, видно на примере финансирования «социалки», — объясняет экономист: в 2018 году заложен рост расходов на здравоохранение на 18%, в ЖКХ-на 73,6%.
«Однако, ситуация существенно меняется сразу в 2019‑м: здравоохранения предусматривает сокращение расходов на 7%, на ЖКХ — более чем на 20%. Это тип колебаний в бюджет, установленного выборы», — говорит эксперт.
Привлекает внимание и расходы в экономике, в частности, в статье «общеэкономические вопросы», — добавляет Николаев. Если в 2017 году, она основана на 19,7 млрд рублей, тогда виден быстрый рост: в 2018 году — 170 млрд рублей, а в 2020 году — 422 млрд рублей.
«Что такое общеэкономические вопросы? Это расходы на деятельность отдельных поручений президента. Ее объем сопоставим с расходами на образование, и на три года перспективу, то это в 5 раз больше, чем расходы в пространстве, и в 10 раз больше, чем к физической культуре. А ведь еще в 2015 году, на эти цели расходовалось всего 1,5 млрд рублей», — отмечает профессор, и приходит к выводу, что создание этого своеобразного «заповедника», означает усиление ручного управления в экономике и не характеризует бюджет как прозрачный. По его мнению, этот бюджет вряд ли будет в декларированную правительством задачу выйти на рубеже 2019-2020 годы на темпы роста выше мировой — то есть, 3,5% ВВП в год.
Директор Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Кнобель, в свою очередь, напомнил, что оценить участие государства в экономике, и объем расходов по функциональным областям, трудно, когда в вашем распоряжении есть только проект Федерального бюджета, что является лишь частью бюджетной системы государства, наряду с бюджета расширенного правительства, верстаемом позже. Развивается из региональных бюджетов и внебюджетных фондов.
«Есть направления, в частности, нацоборона, нацбезопасность, правоохранительных органов, которые финансируются только из Федерального бюджета. И здесь, в образовании, средства тратятся в основном из региональных бюджетов, в здравоохранении — на внебюджетные средства. Таким образом, оценить конечные расходы бюджетной системы на социальные во многих статьях можно только имея в виду расширенный бюджет», — подчеркнул Кнобель и пришел к выводу, что, в целом, о бюджете на 2018 год и на плановый период можно говорить с умеренный оптимизм. По его словам, существуют проблемы, эффективность расходов в вопрос, но структура государственных финансов выглядит лучше, чем в 2015 и 2016 году расходы на нацоборону и безопасность придержали, на социалку — установлен на спуск. «Как в анекдоте: — это ужас, но не ужас-ужас-ужас!» — вспомнил старый анекдот-эксперт, характеризуя бюджет.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич, со своей стороны, напомнил, что в последние годы расходы на нацоборону на самом деле развивались с невероятной скоростью: в 2015 году-на 28%, в 2016 году-на 19%. «Если в последующие годы оборонка сбавит оборотов, то это уже хорошо, но в любом случае, бюджет-это не ужас и ужас, — поправила коллегу, эксперта. — Что касается регионов, то Чемпион расходы на нацэкономику является Москва, на втором месте — Санкт-Петербург, но у него уже в четыре раза меньше бюджета, а остальные страны ползет, если не кладбище, на другой известный адрес».
Лучше в «МК» — Краткая сумерки бюллетень: подпишитесь на наш канал в Telegram