Экономист Антон Табах — о том, почему министерство Финансов пробовал на зуб, санкционный режим по финансовым сделок с Россией
В мире информационные агентства сообщили, что анонсированный выпуск российских еврооблигаций — долг в иностранной валюте — $3 млрд в этом году отложить. В переводе с дипломатического это разговорный это означает — «не будет».
Опытных наблюдателей, такой результат был предсказуем с самого начала, и вот общественности долга политика вызывает много вопросов. Почему следует предпринять, вероятно, обречены на неудачу?
Попробуйте понять.
Во-первых, ваши заявления и было международных банков Финансов «пробовали на зуб» санкционный режим по финансовым сделок с Россией. Геополитическая ситуация стабилизируется, и только самые горячие головы (причем в Москве и в Киеве) продолжают об аресте российской собственности или отключении от системы международных расчетов.
Несмотря на режим санкций, говорится как о едином целом, на самом деле он довольно сильно отличается от США, ЕС и Швейцарии.
Самый жесткий режим в отношении российских госбанков и компаний, подконтрольных государству, действует в США. Европейские санкции мягче, особенно в Сбербанке, кто имеет несколько крупных дочерних банков в странах европейского Союза. В швейцарии — самые мягкие. Не удивительно, что швейцарские сыры не попали под продовольственное эмбарго, российские власти в 2014 году в ответ на финансовые санкции.
Минфин России и стран официально не входит в санкции, так что запрос был рассмотрен, неизвестно, является ли практика шире, чем требования западных регуляторов, или нет.
Сделки на размещение долга, как правило, не приносят много комиссий банков-организаторов, а, скорее, увеличивают видимость. Американские и европейские банки «ушли в отказ», швейцарский вел себя уклончиво, но при этом выразили готовность принять участие в приватизации госпакетов акций.
И если не участвовать в сша банкиры сделки размещения облигаций произойти не может, в случае приватизационных сделок и комиссионные выше, и убежать может быть отзыв только чиновник. Дело в том, что это необходимо для принятия политических решений и рост цен на российские активы, продажи иностранных инвесторов в финансовом смысле.
Во-вторых, на самом деле, правительство россии теперь не нужно брать в иностранной валюте. Да, ФНБ и резервный фонд схлопнулись из-за денег, для поддержки госбанков и дефицита бюджета, составившего в прошлом году 2,5% ВВП (в лучшие). Но в международных резервах остается на достойном уровне — не нужно для поддержки рубля, но потери снижаются цены на нефть компенсировали снижение импорта.
Рублевый долговой рынок полностью обеспечивает потребности бюджета и полностью под контролем — кроме того, процентные ставки постепенно снижается, в том числе за счет иностранцев, поверивших снижение инфляции и перспектива более крепкого рубля. Больших выплат по внешнему долгу и государства, и госкомпаний в ближайшие месяцы не ожидается — так, и брать не особенно нужен.
Конечно, приятно, когда есть возможность обратиться к иностранным банкам, но если это не так, если Финансов хватит.
Особенно, если правильно тратить сжавшиеся доходы бюджета, и не принимать политические решения долга (например, выдачи $3 млрд в Украине, в конце концов, заявленных в обращении, или на Кипре — что было сделано в относительно сытом 2013). И выйти на мировой рынок, можно попробовать и в 2017 году. и в 2018 году.-м, как ожидается, хотя и небольшой, государственного долга погашения.
В-третьих, одним из мотивов выпуска государственного долга, в валюте, для создания ориентира для крупных российских компаний, которые работают за рубежом. Но санкции и девальвация рубля резко снизился на этом рынке. Кроме того, сильно обжегшись в 1998 по 1999 год и в 2008 году. в большой денежный долг, почти все крупные страны большой внутренний рынок (Бразилия, Мексика, Индия) резко уменьшается показаны долга в иностранной валюте, несмотря на, казалось бы, снизить проценты по ним. Логика проста: если ваш доход в национальной валюте, и «пресса» — под контроля (например, не в Греции), то даже в кризис погашения задолженности проще.
Уровень российского госдолга низкий. Внутренний долг (то есть долг, деноминированный в рублях, которая включает в себя не требует обслуживания, государственные гарантии) составляет около 9% от ВВП. Внешнего государственного долга на уровне 5% ВВП, а с учетом долга госкомпаний, в целом по стране и окологосударственный долг есть немного больше, чем 25%. По сравнению с 146% от ВВП в 1998 году. или более 100% госдолг США , не говоря уже о 220% ВВП долг японии — это немного.
При этом порох надо держать сухим, а потому, что ждать более активных мер по содействию внутренней: например, расширение выпуска облигаций с доходностью, связанные с инфляцией, которые работают в прошлом году, и утверждал дебютного выпуска российских облигаций в юанях. Это требует немного больше работы, чем обычный выпуск еврооблигаций, но нынешняя ситуация не позволяет приобщаться на мировых рынках. Учитывая, что внешний долг создает риски для страны и для бюджета, то возможно, что «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Автор — доцент Высшей школы экономики
Все отзывы >>