Экономист Руслан Гринберг — о том, почему не стоит полагаться на «солидные» прогнозы
МВФ вновь изменил свой прогноз по России, которые были сделаны три месяца назад. Если в январе фонд включил в 2016 году спад на 1,0%, но в следующем году — роста в 1,0%, то теперь МВФ ожидает сокращения российской экономики в этом году на 1,8%, и в будущем рост на 0,8%. Но сейчас, к сожалению, и в нашем, и тем более, что заграничным прогнозы развития экономики верить не нужно.
Не так давно я прочитал замечательную фразу: «Лучший способ предсказать будущее — это создать его». Построить более-менее уверенные прогнозы можно только после того, как государство начнет реализовывать конкретные меры, чтобы содействовать развитию нашей экономики. Если любой прогноз — не более, чем гадания.
Сегодня наша экономика, посмотрел, инвестиционный спрос — тихо, личного потребления — тоже. Две трети населения выжить, и одна треть не хочет что-то купить, даже если деньги у него есть.
Чтобы хотя бы приблизительно оценить перспективы развития экономики, необходимо понимать следующее состояние. Прогнозы имеют значение только тогда, когда правительство решит, что именно это собирается сделать.
Как сказал один из известных политиков прошлого века, за какое звено должно схватиться, чтобы вытащить всю цепь. На мой взгляд, это звено — государственные инвестиции, мегапроекты, строительство железных и автомобильных дорог, массовое жилищное строительство.
Сейчас мы подписали меморандум китая об укреплении регионального производства и инвестиционного сотрудничества на Дальнем Востоке. Это хорошая новость. Сотрудничество с Китаем, да и с другими инвесторами, надо развивать. Но при этом необходимо следить, чтобы между нами и нашими партнерами в той же равноправные отношения.
Безусловно, нужно вкладывать деньги в совместное строительство высокоскоростной железной дороги Азия — Европа, который идет через Россию, в частности, его южные районы. Но мы должны построить и ветви, высокоскоростной железной дороги, которая будет проходить на территории 25-26 наших регионов и губерний. Это не исключает нашего участия в строительстве южной магистрали, но не стоит потребности северной ветке.
Строительство дорог — это отдельный вопрос. У нас ситуация в этой области будет иметь катастрофические последствия. В 1990-е годы в Китае было построено 180 тыс. км скоростных автомобильных магистралей. И у нас общая протяженность построенных в этот период автомобиль тропы — 15 тысяч километров.
У нас отчаянно не хватает хороших дорог между городами, регионами. Но они, образно говоря, «стягивают» пространство.
И если пространство стягивается, возникает много вариантов, возникают положительные мультипликативные эффекты. Возникли новые предприятия, которые создали бы благоприятные условия для активного импортозамещения. Чтобы избежать унизительной зависимости от цен на нефть, необходимо сделать транспорт. Развитая транспортная инфраструктура позволит в восемь раз быстрее, перевозить грузы из Азии в Европу и наоборот.
Возможности для стимулирования экономики у нас есть, и их не так мало, как может показаться.
Нам нужно использовать пространственный потенциал страны и приступать к реализации масштабных задач. Конечно, в таких крупных мероприятиях всегда есть опасность нецелевого использования выделенных средств, но и отказ от таких проектов оставляет нам никакой надежды на достижение устойчивого экономического роста.
Риски бездействия выше, чем риск формирования и финансирования мощный мегапроектов.
Автор — членкор РАН, руководитель Института экономики РАН
Все отзывы >>