Пoкa чтo, пo слoвaм Мaкeeвoй, oбсуждaeтся вoзмoжный срoк дeйствия тaкoгo зaпрeтa, в чaстнoсти, гoд или двa. К тoму жe, нужнo учитывaть, чтo нa нoвoй нaлoгoвoй бaзe дoлжeн принимaться бюджeт нa 2016 гoд. Сбрoсить грузУчитывaя всe эти прoблeмы, нет сомнений, что реформа нужна. В любом случае, оставшегося времени не так уж много, чтобы провести полноценную реформу."Если речь идет о концепции, к сентябрю, конечно, можно успеть ее подготовить. Еще в начале года министр финансов Наталья Яресько анонсировала на осень проведение налоговой реформы. По мнению Бочи, с осени есть смысл начать обсуждение наработок с министерствами и непосредственно с бизнесом, чтобы до конца года получить качественные изменения. В частности, есть несколько подходов к тому, как снизить нагрузку на фонд оплаты труда. "Или это должен быть один налог, то есть объединить налог на доходы физлиц с единым социальным взносом, или оставить отдельно, но снизить ставки", – говорит Макеева. Проще некудаВсе еще достаточно туманным остается будущее упрощенной системы налогообложения, то есть, тех предпринимателей, которые работают на едином налоге. За полгода отремонтировано дорог и построено тротуаров больше, чем за последние четыре года", – сказал он. Чтобы убедить бизнес в том, что фискальные правила не будут меняться внезапно и часто, как это происходит последние несколько лет, рассматривается возможность введения моратория на внесение изменений в Налоговый кодекс. По словам Забловского, сегодня упрощенная система в условиях экономического кризиса остается единственной возможностью для малого и среднего бизнеса держаться на плаву, выполняя социальную функцию по созданию рабочих мест. Впрочем, ряд бизнес-ассоциаций и профильных предпринимательских объединений просили об упразднении сбора уже в этом году, так как он пагубно влияет на внутреннее производство, а именно — приводит к удорожанию импортных комплектующих и сырья. Последние несколько месяцев по инициативе министерства проводились индустриальные платформы с представителями 16 отраслей. В частности, бизнес просит прогнозированную акцизную политику, которая отсутствует сейчас, хотя бы на пять лет вперед. В частности, это происходит путем дробления бизнеса на несколько компаний, которые по формальным критериям могут быть "упрощенцами", а не работать на общей системе налогообложения. Стоит отметить, что любые изменения в Налоговый кодекс должны приниматься как минимум за полгода до их вступления в силу. Также анализируют вариант снижения ЕСВ до 20% и сохранения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физлиц.
"Любая реформа должна быть нейтральной для бюджета. Разбалансированность бюджета может стать еще одной проблемой", – уточнила представитель Минфина. Кроме того, по словам Елены Макеевой, все индустрии, которые занимаются подакцизными товарами, просили об отмене 5%-ого местного сбора с розничных продаж подакцизной продукции. По ее словам, сейчас проводятся расчеты относительно влияния на госбюджет объединения НДФЛ и ЕСВ. Впрочем, по мнению руководителя секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрея Забловского, кардинально менять или ликвидировать упрощенную систему сейчас нельзя."Те нарушения, которые имеют место, не носят системный, масштабный характер. Но, например, в ритейле сама отрасль фиксирует 60%, фармацевтический рынок – 40%, легкая промышленность – 67%", – говорит замминистра. "Для бизнеса это стало бы упрощением отчетности, администрирования и ведения бухгалтерского учета", – подчеркнула замминистра.Впрочем, по мнению директора Центра анализа и разработки законодательства Ассоциации городов Украины Александра Слобожана, не стоит спешить изымать 5%-й акциз из местных бюджетов. "Эффективность использования местного акциза зашкаливает. Мы не можем говорить, что упрощенная система налогообложения используется сплошь и рядом для оптимизации или уклонения от уплаты налогов", – уверен эксперт. На втором месте – высокая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, а также большая доля теневой экономики. "По данным МЭРТ, теневая экономика составляет 42%. Учитывая, что правительство намерено только в сентябре презентовать свои наработки, можно сделать вывод, что в законодательно установленные сроки оно уже точно не вписывается. Декларируя упрощение условий работы бизнеса, власть признает, что параллельно хочет не допустить снижения бюджетных поступлений. Но, несмотря на то, что работа над изменениями в Налоговый кодекс ведется не первый месяц, у Минфина еще нет конечного проекта изменений. То есть, не приводить к убыткам государства. По многим налогам существует несколько возможных моделей. Но, вместе с тем, бизнес готов к повышению самих ставок. Многие компании, по ее словам, также жалуются на высокий уровень контрабанды, неравномерную налоговую нагрузку на бизнес, несвоевременное возмещение НДС.