Коммерсанту стали известны подробности совместных предложений Минфина и Банка России по «модернизации пенсионной системы» РФ — так называемая «Концепция индивидуального пенсионного капитала». Основные ее положения: ликвидация нынешней накопительной системы, сохранение обязательной ставки платежа в Пенсионный фонд в 22%, льготы и гарантии по дополнительным накопительным платежам в НПФ в размере от 0% до 6% с добровольным выбором ставки. Главное в предложениях — готовность признания накоплений собственностью граждан: в особых случаях их даже готовы выплачивать наличными.
Платеж в Пенсионный фонд России, согласно концепции, сохраняется в неизменном виде (сейчас — 22%). Хотя это не уточняется в документе ЦБ и Минфина, вся ставка платежа будет получаться ПФР, который будет формировать на его основе по действующим «бальных» принципом страховую пенсию. Все суммы «пенсионного капитала», как предполагается, будут выплачиваться сверх ставки в 22% — причем уже не в ПФР, а в негосударственные пенсионные фонды (НПФ): накопительная часть пенсий, таким образом, будет выведена из-под контроля ПФР.
Вместе с этим, как считают Минфин и ЦБ, будет устранена и самая политически значимая несправедливость, заложенная в схему пенсионной реформы 2003 года, а именно — собственность ПФР на средства пенсионных накоплений граждан. «Пенсионный капитал» — частные пенсионные накопления граждан, причем не только те, что возникнут в будущем, но и те, что были перечислены работодателем за работника в 2004-2016 годах,— предлагается сделать почти полноценной частной собственностью граждан. В течение двухлетнего переходного периода (предположительно, 2019-2020 годы) те клиенты НПФ, которые формировали накопительную часть пенсии по ОПС в фондах, могут либо конвертировать накопления в дополнительные баллы в страховой госчасти пенсионной системы, либо получить их как первый взнос на новый счет в пенсионном фонде. Средства «молчунов» в течение тех же двух лет по умолчанию будут конвертированы в пенсионные баллы, и с этого момента их участие в накопительной системе прекращается.
Для тех, кто считает, что все же будет делать пенсионные накопления, государство предлагает следующую схему. Новые средства, выплачиваемые в накопления в НПФ, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Государство готово софинансировать платеж на часть налога и позволяет незначительно сокращать платеж в ПФР. При этом ставка дополнительного платежа на накопления определяется плательщиком самостоятельно: в диапазоне от 0% до 6% на все льготы и гарантии действуют, все уплаченное свыше 6% не освобождается от НДФЛ, не изменяет сумм платежа в ПФР и не подлежит госгарантиям.
По предложению Минфина и ЦБ, платежи и в НПФ и в ПФР должен делать работодатель, что увеличит нагрузку на бухгалтерию, платеж в конкретный НПФ будет производиться напрямую. Полностью добровольным новые накопления при этом не будут. Все новые, которые работают по умолчанию «подписываться» на участие в накопительной системе — со ставкой 0% в первый год, 1% — во второй, 2% — в третий с ростом до 6% в шестой год.
Выплаты накопленного ЦБ и Минфин предлагают сделать чрезвычайно гибкими. Во-первых, за пять лет до выхода на пенсию (в презентации предполагается неувеличенный пенсионный возраст для мужчин 60 лет) можно будет получить «в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств» до 20% накоплений. В случае тяжелой болезни все накопления в НПФ можно будет исключить и потратить. В зависимости от объема накоплений (больше накоплений — более вариантов) будут доступны несколько схем выплат, в идеальной ситуации (накопления позволяют обеспечить аннуитетные выплаты более 5 МРОТ) возможен выбор из четырех вариантов: ежемесячные выплаты до исчерпания накоплений, срочные выплаты, аннуитет с привязкой к инфляции, выплата остатка накоплений, которые обеспечивают выплаты такого аннуитета, почти в любой форме.
Разработчики концепции не скрывают, что предложенная система в первую очередь интересна работникам с зарплатами выше нынешних 60 тыс. руб. в месяц — они в наибольшей степени сейчас ущемлены малой дифференциацией «накопительной» части пенсий.
Отметим, новая система сама по себе не содержит ничего привлекательного для работодателя — тогда как в значительной степени размер совокупных социальных платежей влияет на него не меньше, чем на работников. Возможно, работодателям будет предложено что-то в других частях проекта модернизации пенсионной системы.
Новости net.finam.ru