Кредитных организаций, это значительно ускоряет процесс кредитования
Фото: «Известия»/Владимир Суворов
Банки имеют законное право на получение данных доходов клиента из пенсионного фонда как можно более простым способом. Схема выглядит так: заемщик подает в банк заявку на кредит; портал госуслуг клиенту приходит SMS, либо дать согласие на запрос состояния его лицевого счета в ПФР; в случае положительного ответа банк данные могут быть основой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Как наши «Новости», поправки, легализующие такую схему, будет в ближайшее время введен в Минкомсвязи ряд правил. Этот механизм значительно ускоряет процесс выдачи кредита. В настоящее время клиенты должны отправлять в банки выписка из ПФР самостоятельно по электронной почте (предварительно получили свой личный кабинет на портале госуслуг). Другой действующий вариант для заемщиков — прийти в офис банка и подписать согласие на запрос сведений о доходах из ПФР.
В пресс-службе Минкомсвязи «Известиям» сообщили, что изменения правил применения простой электронной подписи, положение об использовании ЕСИА (Единой системы идентификации и аутентификации, созданные исполнение закона о госуслугах), регулирование инфраструктуры электронного правительства.
Механизм получения банков данных в ПФР через портал госуслуг (ЕПГУ) протестировал июня 2015 года. По словам председателя Национального совета финансового рынка Андрей Емелина, в настоящее время в нем участвуют 32 банка, в том числе, Бинбанк, Совкомбанк, «Русский стандарт», Газпромбанк, ХКФ-банк, Банк москвы, Альта-банк. По словам участников проекта, банки могут извлечь из ПФР в течение 2-3 минут только заемщикам, которые зарегистрированы на ЕПГУ (как сейчас в России в общей сложности 18 миллионов евро). Если гражданин не является пользователем портала госуслуг, этот процесс значительно растягивается во времени (банк в этом случае обязан зарегистрировать гражданина на ЕПГУ для себя). Еще одно неудобство, что банки организовать доступ к клиентам Gosuslugi.ru ведомств (для этого нужно терминалов, а значит — дополнительных инъекций, кроме расходов на ИТ-системы банка ЕПГУ). Письменное согласие на запрос, выписка из ПФР в отделе также неудобно: так много времени, что клиентов время и ресурсы — для банков. Участники пассажиров сходятся во мнении, что подтверждение СМС-это лучший выбор. Чтобы выиграть время, что банки нескольких часов до нескольких дней.
По словам зампреда ХКФ-банка Мартина Шаффера, 41% клиентов, которые обратились за потребкредитом, и тех, кого нужно было зарегистрировать свой ЕПГУ не было, если сам СНИЛСа. В конечном итоге клиентам пришлось повторно идти в банк. По словам зампреда ХКФ-банка, в 18% случаев, при регистрации граждан на ЕПГУ возникли технические ошибки.
— После подтверждения клиента, предоставление информации о состоянии личного счета с помощью SMS в банк выписку из ПФР через СМЭВ сразу автоматизированная система банка, — комментирует руководитель проекта Бинбанка Дмитрий Сорокин. — Это автоматизированный процесс получения выписки ПФР. Такая схема работы позволит ускорить весь процесс кредитования в целом — клиента, так и банка.
По словам зампреда Локо-банка Андрея Люшина нового механизма получения выписки ПФР SMS не требует дополнительных инвестиций.
— Это второй вопрос имеют доступ к персональным данным, с использованием услуг мобильной связи, — говорит Андрей Люшин. — Могут возникнуть проблемы утечки данных. Но при желании злоумышленники могут получить доступ и учетную запись гражданина на портале госуслуг, где-то не полную защиту.
Партнер компании «Юков и партнеры» Светлана Тарнапольская не разделяют эти опасения.
— Из-за SMS подтверждает лишь согласие гражданина предоставить информацию о своих доходах ПФР непосредственно банку и текст самого сообщения никаких данных о доходах не содержит такого способа следует признать удобным и абсолютно безопасным для заемщика, который показывает Светлана Тарнапольская.
По словам банкиров, если процесс подтверждения доходов SMS-отлажен может решить все вопросы выдаче кредитов удаленно — через интернет-банк. Клиенты могут в личном кабинете на сайте банка оставить заявку на получение займов, с учетом ускоренного подтвердить свои доходы (SMS), заявки кредитов, рассматриваются сотрудниками банков быстрее. И заемщиков, в дальнейшем достаточно один раз посетить офис банка паспорта — для получения уже одобренного кредита.
Мартин Шаффер показывает, что еще одна важная проблема, которую необходимо решить, — актуализация данных в ПФР. По словам зампреда ХКФ-банка, в настоящее время запаздывания информации в течение 4-6 месяцев, необходимо уменьшить этот срок по крайней мере в течение 1-3 месяцев.