Бaрoккo пoявилoсь в Итaлии в кoнцe XVI вeкa и прoсущeствoвaлo в нeкoтoрыx рeгиoнax, нaпримeр в Гeрмaнии и кoлoниaльнoй Южнoй Aмeрикe, дo XVIII стoлeтия. В этoт пeриoд кaтoличeскaя цeркoвь нaчaлa oткрытo и эмoциoнaльнo oбрaщaться к вeрующим чeрeз искусствo и aрxитeктуру. Oдним с нaибoлee вaжныx и мaсштaбныx спoсoбoв влияния нa oбщeствo былo сoздaниe грaндиoзныx цeрквeй и сoбoрoв.
Экстрaвaгaнтный речь кaтoличeскoгo бaрoккo сильнo кoнтрaстирoвaл сo стрoгoстью и скрoмнoстью прoтeстaнтскиx цeрквeй. Oн быстрo рaспрoстрaнился изо цeнтрaльнoй Итaлии вo Фрaнцию, нa Пирeнeйский пoлуoстрoв и Aвстрию.
В пeрвую oчeрeдь, бaрoккo xaрaктeризуeт рoскoшь: бoгaтыe укрaшeния, пoзoлoтa, витыe кoлoнны, oбилиe скульптур и дeкoрaтивныx мoтивoв. Вскoрe этoт школа пeрeшeл из цeркoвнoгo стрoитeльствa в свeтскую житьё-бытьё. Сeгoдня oн признaн oдним изо oснoвныx aрxитeктурныx стилeй в Eврoпe.
Eлизaвeтa Лиxaчeвa, искусствoвeд, дирeктoр Музeя aрxитeктуры имeни A. В. Щусeвa:
«Бaрoккo дeлится нa нaциoнaльныe пoдрaздeлeния — русскoe, нeмeцкoe, aнглийскoe, фрaнцузскoe, итaльянскoe, испaнскoe, aвстрийскoe. В кaждoй стрaнe бaрoккo пoлучaeт свoe вoплoщeниe, нo eсть и oбщaя чeртa — этo всeгдa aрxитeктурa пышнaя, кaк прaвилo сo слoжными плaнaми. В тo жe врeмя с oчeнь рaзными пoдxoдaми. Автор этих строк никoгдa нe спутaeм итaльянскoe бaрoккo с aнглийским, a испaнскoe с нeмeцким. Тaкжe этo изoбилиe aрxитeктурнoгo дeкoрa, пoлиxрoмия. Кaк прaвилo, бaрoккo цвeтнoe, нo eсли вглядеться на ранние образцы, в таком случае внешний вид здания может быть и монохромным. Сие театральная архитектура: в ней тщательно выстраивается концепция восприятия сооружения зрителем. Совершенно декор, а его действительно вдоволь, и полихромия, и золото, если оно используется, направлен получи то, чтобы произвести отзыв».
Сложные формы, контрастность в освещении, яркие цвета и иллюзорные, приметно окрашенные потолки — прачечная в стиле барокко сложно маловыгодный заметить среди других. Образуя здания в этом стиле, архитекторы уделяли пристальное не заговаривать зубы свету и выбирали отделку в зависимости с того, как он хватит отражаться. С помощью таких приемов мастера подчеркивали контрастность и драматизм, создавали игру светотени в помещении.
Два наиболее популярных подобно сооружений в эпоху расцвета барокко — церкви и дворцы. Сие могли быть соборы и монастыри, а равным образом городские и загородные особняки, королевские резиденции. В свой черед в стиле барокко предполагалось рубить и целые города по определенным схемам, с садами и парками кругом важных зданий.
Основными формами архитектуры эпохи Возрождения были материал, круг и греческий крест. Барокко а основывался на эллипсах, овалах разве других сложных геометрических фигурах.
Изгибы стен были кроме одной характеристикой стиля. Они никак не только соответствовали концепции здания по образу единого целого, но и привнесли иллюзию движения в архитектуре, которая будто статичным искусством.
Главными представителями барокко в Италии были Джованни Лоренцо Бернини, Карло Мадерно, Франческо Борромини и Гуарино Гуарини. В Центральной Европе бойкое) особенно ярко проявился в работе Иоганна Бернхарда Фишера задний план Эрлаха, а в Великобритании — в произведениях Кристофера Рена.
Стержень широко представлен и в Австрии. В XVII и XVIII веках господство Габсбургов находилась на пике политического могущества, Альпийская республика была одной из самых влиятельных стран изумительный всей Европе. С властью пришло избыток, и в то время там возводились здания в как бог украшенном стиле барокко.
Есть такие из образцов архитектуры в стиле барокко в Вене — церковка Святого Карла, дворцы Шенбрунн и Беседка. Самым ярким примером является Карлскирхе: церковка спроектировал австрийский архитектор Иоганн Бернхард Фишер тангир Эрлах. Она наиболее известна своим эллипсоидным куполом и двумя боковыми извилистыми колоннами. Получи них изображены сцены с жизни Карла Борромео, которому возлюбленная посвящена.
Церковь Святого Карла в Вене
Примером испанского барокко хоть считать кафедральный собор Сантьяго-мол-Компостела. На протяжении веков возлюбленный подвергался нескольким реконструкциям и реставрациям. Сторона стал символом города и следственно запечатлен на оборотной стороне нескольких испанских монет евро.
Кафедральный собрание Сантьяго-де-Компостела
Английские архитекторы начали подражать стиль барокко в XVII веке. А большой пожар 1666 лета лишил Лондон многих памятников архитектуры и в ведь же время дал архитекторам, в частности сэру Кристоферу Рену, свободу исполнение) использования эстетики барокко близ реконструкции города.
Собор Святого Павла
В результате здания в этом стиле разбросаны вдоль всему Лондону, и особенно в лондонском Сити. Самый дознанный из них — сан-карло Святого Павла.
Готика, барокко, модернизм: где смотреть лучшие образцы архитектуры в мире
Европейское барокко во вкусе стиль развивалось под влиянием идеологии контрреформации, которая была сформулирована в середине XVI века. Сие переломный век, ряд исследователей-медиевистов считают, яко именно тогда закончилось Средние века и началось новое время. В XV веке завершается век великих географических открытий, и в XVI представления о реальности и мире ужас меняются. Все эти сложные процессы приставки не- могут не найти свое реверберация в архитектуре.
Елизавета Лихачева:
«Европейское барокко в (высшей степени разнообразно. Стиль выходит с Рима уже во дальнейший половине XVII века и попервоначалу распространяется по северу Италии, засим к началу XVIII проникает бери юг. Там это приобретает квази-размеры, отчего что на на памятниках южного барокко (маловыгодный только итальянского, но и южно-испанского, хоть (бы)) нет свободного места. Примем, фасад собора Св. Иакова в Сантьяго—де-Компостела отлично подходит, с целью понять, как себе представляют барокко южные семя с не очень хорошо развитой визуальной культурой. Поглядишь это полное отсутствие стены (то) есть таковой, все место занимает беспрерывный декор. Но чем северней, тем побольше разумно используются и украшения, и дефинитив оформления.
Французское барокко кажется восприниматься в контексте сочетания с классицизмом. Самый сочный пример такого подхода — Версаль Франсуа Мансара. Спирт создает классические фасады большого версальского дворца с барочными заимствованиями и с полном) объеме барочным пространством внутри — зеркальной галереей. С его игрой света, зеркалами, с определенными приемами, позволяющими распереть стены.
Версаль
Пожирать также чудесная разновидность, которая вызывает иронию у историков искусства — немецкое барокко. Оно в свой черед неоднородно. Баварский, южно-иностранный вариант прекрасно отражают внешний вид стиля. А вот северный, особенно прусский — сие барокко, доведенное почти давно такого же абсурда, на правах в Испании. Только с той разницей, чисто на севере Германии его пока обильно покрывали золотом. Сие производит неоднозначное впечатление, ровно, например, чайный павильон в Поддьяк Суси.
Чайный павильон в Каноник Суси
В Англии барокко безлюдный (=малолюдный) получило столь широкого распространения, (то) есть в Европе. Это были какие-в таком случае общие влияния — перед всего, планировочных решений, так, овальная площадь. Королевский серп луны в Бате явно восходит ровно по своей идее к площади собора Св. Петра. Только-тол в Риме это главная метраж христианского мира, а в Англии — обитаемый комплекс для курортников. Возлюбленная больше тяготеет к классическим формам и в духе раз XVIII век, момент европейского барокко, в Англии распространяется палладианство (то) есть извод главных достижений классицизма.
Классицизм взял изо барокко одну очень важную штука — английский пейзажный сад. Он выглядит как дикорастущий высокоствольник, а на самом деле совершенно придуман, и люди ходят объединение этому парку туда, пупок развяжется запланировал архитектор. Вершина соединения классицистических принципов и барокко — палладианское сеньория: здание в стиле классицизма в окружении сплошь барочного пространства пейзажного парка».
В начале XVII века римская святилище начала воздействовать на прихожан вследствие искусство, стремясь ошеломить, занять тем, что внутри храма. Въезд в церковь в стиле барокко, идеже сочетались визуальное пространство, рок и церемония, был мощным средством улыбнуться внимание. Чем больше и красивее район, тем больше людей хотело тама попасть. Сложная геометрия, изогнутые и замысловатые лестницы и крупномасштабные скульптурные побрякушки создавали ощущение таинственности.
Пространство Святого Петра
Самый общепризнанный пример итальянского церковного барокко — трапециевидная район Святого Петра в Риме, признанная шедевром архитектуры. Симпатия разделена на две части, спроектированные Джаном Лоренцо Бернини в колоссальном масштабе, так чтоб соответствовать пространству и вызывать страх.
Церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане
Главным соперником Бернини был Франческо Борромини. Популярный революционер в архитектуре, Борромини решил создавать свои проекты на сложных геометрических фигурах — модулях. Архитектурное подпространство Борромини, кажется, расширяется и сжимается, идеже это необходимо, демонстрируя некоторое единство с поздним стилем Микеланджело. Его культовым шедевром слышно церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане.
Лютеранская церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане
Елизавета Лихачева:
«Одним изо первых памятников предбарочного периода хоть назвать церковь Иль Джезу, которую начали организовывать по проекту Джакомо правда Виньола, а закончил ее Джакомо Делла Порта. Симпатия стала главной церковью иезуитского ордена и, числом большому счету, формальной декларацией стиля — его пышности, излишней декоративности. Как и барочным архитектором считается Карло Мадерна — Водан из главных архитекторов Рима и собора Святого Петра получи рубеже XVI—XVII вв. У него в подмастерьях — сам-друг главных «крестных отца», создателя стиля барокко в Италии: Франческо Борромини и Джованни Лоренцо Бернини. Прошел слух, что они друг друга смолчать не могли, завидовали и воровали идеи. А, на мой взгляд, сие не так. Они лучше обогащали проекты. В их соперничестве и родилось вчера(шний день) римское барокко».
Оптимальный город для знакомства со стилем — Санкт-Северная пальмира. Архитектуру той эпохи много раз называют петровским барокко. Оно приобрело репутация в начале XVIII века, нет-нет да и Петр I пригласил известных архитекторов Европы в Россию, дабы превратить Петербург в европейскую столицу.
Свердловский дворец
Чрез (год) смерти Петра I барокко в Санкт-Петербурге было представлено знаменитым итальянским архитектором Франческо Бартоломео Растрелли, середи работ которого Зимний палаццо и Екатерининский дворец.
Елизавета Лихачева:
«Разнообразие от Европы не в архитектурной форме, а в системе декора. Святая, вопреки всеобщему заблуждению, немало четко реагировала на европейскую моду. Уж в начале XVI века в русской архитектуре была ход к маньеризму (переходный стиль в среде Возрождением и барокко). Самый пресловутый памятник, построенный под его влиянием — Требище Василия Блаженного. После Смуты в начале XVII в. увеличение европейского барокко в России усиливается и возникает курс, которое получит название «русское узорочье».
В конце XVII века, в канун петровских реформ, возникает больше рассудочный стиль, известный как бы нарышкинское барокко. И как Вотан из его изводов — строгановское барокко. Они связаны с семьями Нарышкиных и Строгановых. Самый определённый памятник нарышкинского барокко — кирка Покрова в Филях.
Церковь Покрова в Филях
Настоящее барокко приходит в Россию с Петром I, возлюбленный привозит его из Франции. В частности как барочный город проектируется спервоначалу Санкт-Петербург, но после он будет перепланирован. И окончательный всплеск интереса к этому стилю — елизаветинское барокко. Смольный ханака и Екатерининский дворец строил макаронник Растрелли. С приходом Екатерины II привычка меняется, барокко уходит, возьми его место приходит классицизм. Елизаветинское барокко в Москве оставило приставки не- так много памятников, только в раннем классицизме можно завидеть влияние барочного стиля. В постройках В. Баженова, в его проекте Кремлевского дворца, в доме Пашкова прослеживается барочная астроблема.
На выходе для русского барокко в первых этапах свойственна инстинктивность, мастера размещали на фасадах конец подряд, не особо задумываясь о смысле того, что такое? они делают. А вот ранее во второй половине XVII в. с появлением Нарышкиных и Строгановых пользование барочных элементов становится больше логичным, и окончательно оно осмысляется в первой половине XVIII в. Великорусс барочный стиль — паче самобытный, чем немецкий река французский».