Сoврeмeннaя пoлитичeскaя пoвeсткa дня в Aмeрикe нaпoминaeт oxoту нa вeдьм, xoтя этoт приeм aктивнo испoльзуeтся вo мнoгиx стрaнax. Фaктичeски всe пoлитичeскиe кaмпaнии мирa в тoй или инoй стeпeни пoвтoряют oпыт Срeднeвeкoвья.
Кaдр из мультсeриaлa «Симпсoны»
«Вeдьмa! Вeдьмa! Мы пoймaли ведьму! Можно мы ее сожжем?» — восклицает взбудораженная толпа в комедийном фильме «Монти Пайтон и священный Грааль». «Откуда вы знаете, что она ведьма?» — интересуется королевский страж. «Она выглядит как колдунья», — звучит в ответ. Защита предполагаемой ведьмы встречает небольшое сочувствие. «Они одели меня таким образом. Это не мой нос. Он накладной», — плачет в отчаянии женщина.
Эта пародия очень близка к правде. В период с XIV по XVIII вв. около 80 тыс. человек были признаны виновными в колдовстве в Европе. И это не были лишь старые, неряшливо одетые женщины: 15% так называемых представителей нечистой силы в Шотландии были мужчины среднего возраста.
Их предполагаемые преступления были, как правило, абсолютно безобидными действиями. Разногласие среди соседей могло перерасти в обвинения в колдовстве, если один из участников конфликта сталкивался с несчастьем, например преждевременной смертью в семье, после ссоры. Около половины обвиненных были казнены, обычно через повешение или сожжение на костре.
Суды над ведьмами в Европе вышли из моды примерно в 1770-х гг. В последние десятилетия интерес к ним в основном сводился к историческим реконструкциям для туристов и любителей средневековой истории. Однако эта тема также околдовала небольшую группу ученых, которые изучают всю имеющуюся информацию и на основе ее формулируют теории причин произошедшего.
В 2004 г. экономист Брауновского университета Эмили Остер опубликовала статью, в которой заявила, что охота на ведьм напрямую связана с экзогенными экономическими потрясениями. Обвинения в колдовстве чаще всего происходили в «Малый ледниковый период» или в то время, когда в Европе были чрезвычайно суровые зимы, после которых был неурожай и резкое падение доходов населения.
Остер предположила, что жители средневековых деревень, ответственные за кормление бедных пожилых женщин в своих общинах, обвиняли последних в колдовстве, стараясь таким образом сэкономить ресурсы.
Во время 164-летнего похолодания, начавшегося в 1563 г., только в Шотландии 3500 ведьм подверглись гонениям, второй по величине показатель на человека в Европе. Если следовать логике Остер, то в этот период в данном регионе должна была быть очень плохая погода. Однако исследование профессора экономики Калифорнийского университета Корнелиуса Кристиана указывает, что погода в Шотландии в этот период была необычайно благоприятная и крестьяне собирали невероятно высокий урожай.
Это привело автора к прямо противоположному выводу: охота на ведьм проводилась только с подачи элиты, так как только она имела достаточно свободного времени и ресурсов для подобных преследований, отмечает британский журнал The Economist.
В дебатах о ведьмах существует еще одна точка зрения. Недавняя статья Питера Лисона из Университета Джорджа Мейсона полагает, что религиозная напряженность, а не погода, является основной причиной охоты на ведьм. Ученый проанализировал данные 43 тыс. судов над ведьмами в Европе, прежде всего в таких городах, как Лион (Франция), Люцерна (Швейцария) и Фрайбург (современная Германия).
Из них три пятых произошли в период с 1560 по 1630 гг., или известный своими зверствами период «Великой охоты»: так, в Вюрцбурге (Бавария) по обвинению в колдовстве за один день были казнены 400 человек.
Автор объясняет эту истерию результатом протестантской реформации. Суды над ведьмами были распространены больше всего в районах, где католическая и протестантская церкви имели сопоставимый уровень поддержки и они яростно боролись за новообращенных. И, наоборот, такие казни происходили намного реже там, где доминировало одно или другое вероучение.
Все это, по мнению ученого, поразительно напоминает современные президентские выборы в Америке, в ходе которых две крупнейшие партии бросают все свои силы (рекламу и митинги) на «колеблющиеся» штаты, игнорируя при этом те регионы, где одна из партий имеет бесспорное преимущество.
Возможно, суды над ведьмами в период «Великой охоты» выполняли ту же роль, что сегодня политические кампании: точно так же как современные политические партии конкурируют друг с другом, пытаясь показать избирателям, как они защищают их от террористов и преступников, религии XVI века соревновались друг с другом, пытаясь показать потенциальным новообращенным, как они защищают людей от ведьм и колдунов.