фoтo: Илья Шaбaрдин
С инициaтивoй сoздaния нoвoй oргaнизaции гoсудaрствa, в кoтoрoм будут aккумулирoвaться дeньги нa выплaту кoмпeнсaций oбмaнутым дoльщикaм, пoднимaл и рaньшe, нo прoвaливaлaсь в пeрвыe чтeния дaвлeния стрaxoвщикoв и стрoитeлeй.
Тeм нe мeнee, летом прошлого года был принят первый пакет изменений, и президента Российской Федерации для этих целей был создан фонд компенсации. Вашей работы и имеет целью установить новый правительственный законопроект. В нем предлагается изменить правило и взыскании застройщиков в фонд 1% от стоимости строительства жилого дома.
По версии авторов закона, размер взносов рассчитывается дифференцировано для каждого конструктор методологии, утвержденной правительством. Однако, методология не в документе. Недовольство отсутствием конкретизации высказали в комитете Госдумы по жилищной политике и ЖКХ, но это не помешало документ пройдет слушания. А лидер ЛДПР, Владимир Жириновский, присутствовавший на заседании Госдумы, сказал, что для защиты акционеров в заблуждение и не создавать компенсационный фонд.
Правда, Минстрой не следует путать с множеством вопросов, которые возникают в проект закона. Глава ведомства Михаил Меньшинств, и я уверен, что новая система защищает права акционеров. Он пояснил, что поправки вводят требования к уставному капиталу застройщиков: он должен быть от 2,5 млн до 1,5 млрд рублей. Более мелкие компании, или тех, кто не платит взносы в фонд, к долевому строительству не допускаются. Министр также добавил, что вводится механизм государственного страхования по договорам участия выиграть около года, прошел переходный период, и даст доверие акционеров и потенциальных.
Инструменты страхования, которые действовали раньше, то есть, страхование ответственности и залог банков, законопроект исключает вообще. Таким положением дел недовольны страховой компании. Их позиция сводится к страху, что компенсационный фонд может быть монопольным регулятором на рынке, и средств фонда не достаточно для возмещения ущерба дольщикам. В подтверждение своих доводов участники отрасли апеллируют к цифрам. Объем компенсационного фонда, по расчетам Минстроя, будет около 15-20 миллиардов рублей в год. Когда средняя стоимость строительства дома в 500 миллионов рублей из этих денег остаются, и только между 30 и 50 домов, в то время как на сегодняшний день с привлечением средств населения построены около 14 тысяч объектов, из которых проблемными признаны около 700 домов.
Тем не менее, число банкротств строительных компаний и серьги объектов растет, а вместе с ними и количество обманутых акционеров — в течение последних двух лет в армию 40 тысяч человек присоединились 16 тысяч. Что с ними будет, если деньги на погашение обязательств перед ними не достаточно — в проект закона до тех пор, пока же не устанавливается, тем не менее, в Госдуме уже анонсировали, что проект закона во втором чтении будет.
Эксперты ВШЭ предложили, что в случае нехватки средств в государственном секторе, на фоне проблем обманутых акционеров могут падать на плечи налогоплательщиков страны. Другое предположение участников рынка: размер взносов для застройщиков могут вырасти с 1% до 3-5%. Это финансовое бремя, в свою очередь, может ударить по карманам граждан, которые решили вложиться в долевое строительство. Версию, в аудитории, заявил председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев. «Мы говорим по существу, то есть компенсация должна быть, что называется, из железобетона. В один прекрасный день, без сомнения, фонд накопил такое количество денег, которое может покрыть любые потери, но на первом этапе не существует механизма, который защищает фонд, в случае, если закончилась», — сказал он.
Следующее рассмотрение резонансного законопроекта запланировано на 3 июля. В Госдуме согласились с тем, что до этого времени необходимо провести парламентские слушания с участием всех заинтересованных сторон, в частности, ввели в заблуждение акционеров.