Срeди критeриeв oтбoрa — «прoдукт слaвится в свoeм рeгиoнe и имeeт истoричeскиe кoрни», «уникaльный вкус, oбуслoвлeнный прирoдoй или тexнoлoгиeй» и т.д. Этo «бaшкирский мeд», «якутскиe oмуль и чир», «xaкaсскaя бaрaнинa», «минусинскиe тoмaты», «тaтaрский гусь» и т.д. Eсли инвeстoр знaeт, чтo в каком-то российском регионе есть свой яркий, качественный продукт, это как сигнал — там есть нормальная экономическая жизнь, — говорит Николай Калмыков, директор Экспертно-аналитического центра РАНХиГС.Как рассказал «Известиям» президент НАРП Иван Меркулов, инициативу на уровне «первых-вторых лиц» поддержали, в частности, Республика Хакасия, Томская, Астраханская, Калужская, Тверская, Кировская области, Ставропольский край. Нужны изменения и уточнения к законодательству, также нужно вести официальный реестр таких продуктов и иметь возможность контролировать, проверять и тестировать их, — говорит Иван Меркулов.Кроме того, утверждают сторонники развития региональных брендов, это даст мощный импульс развитию национальной кухни как внутри страны, так и за рубежом.— Одно дело, когда ты приходишь в ресторан и что-то заказываешь. Региональные продукты питания в Европе зачастую становятся основой экономики региона, причем речь идет не только о продажах самого продукта, но и, например, о привлечении туристических потоков.Главными лоббистами идеи стали региональные власти, Федерация рестораторов и ательеров и Национальная ассоциация региональных продуктов (НАРП). Идея обсуждается с Минсельхозом, ее также презентовали вице-премьеру Аркадию Дворковичу. — Это важно, потому как создание, по сути, новой индустрии требует системы правил как с точки зрения государства, так и с точки зрения бизнеса. По его словам, в правительстве идею поддерживают, «с нами работает один из заместителей главы Минсельхоза», недавно в институте Минсельхоза РИАМА создана кафедра региональных продуктов, это первый шаг к тому, чтобы появился отдельный специализированный институт по этой тематике. У рестораторов сейчас есть реальный спрос на такие продукты, — комментирует Николай Калмыков.С ним соглашается глава Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров.— Мы и так долгое время работали на таких региональных продуктах, только произведенных за рубежом. Это ваше конкурентное преимущество перед другими. Во Франции нет как таковой французской кухни — Бретань, Нормандия, Пиренеи и т.д. После реализации данной программы, отмечается в документе, объем продаж региональных продуктов может составить порядка 1 трлн рублей ежегодно, в том числе и за счет экспортных поставок.В НАРП рассказывают, что уже провели исследования в 13 регионах России и выявили по 3–4 потенциальных региональных продукта, способных стать сильными национальными и даже международными брендами. Подготовлена концепция развития индустрии региональных продуктов
Фото: REUTERS/Shamil Zhumatov
В России может появиться своя индустрия региональных продуктов питания — по примеру стран Европы, где производимые в том или ином регионе сыр или вино становятся его визитной карточкой. Но если мы говорим о нашей, местной кухне, это в любом случае региональная кухня. В подготовленной совместно с РАНХиГС аналитической записке для правительства (есть в распоряжении «Известий») предлагается «легализовать» индустрию в Госпрограмме сельского хозяйства до 2020 года, создать в Минсельхозе Институт развития региональных продуктов (по аналогии, например, с INAO, французским институтом происхождения и качества), а также разработать программу развития индустрии региональных продуктов «по аналогии с программой развития рыбохозяйственного комплекса». Думаю, нам бессмысленно в силу высоких издержек развивать в России итальянскую кухню, французскую кухню. Другое — когда ты ориентируешься на то, из чего именно тебе готовят. Для ресторатора очень важно рассказать, откуда продукт. В этом году ассоциация планирует презентовать рейтинг топ-50 региональных продуктов по экономическому потенциалу.— Это повышает привлекательность регионов не только с точки зрения бизнеса — речь вообще об имидже, в том числе международном. Доля потребления подобной продукции в том же Париже составляет 25%, тогда как в Москве — всего 2–3%.