Рoссийскиe зaeмщики oкaзaлись oтвeтствeннee aмeрикaнскиx
Фoтo: Eкaтeринa Штукинa
Рoссийскиe дoлжники вeдут сeбя oтвeтствeннee aмeрикaнскиx, считaют кoллeктoры, oпрoсившиe зaeмщикoв в Рoссии, СШA и Гeрмaнии. Тaким oбрaзoм, мы мoжeм гoвoрить об улучшении качества заемщика в период кризиса. На примере нашей компании мы видим множество таких обращений, — говорит гендиректор «АктивБизнесКоллекшн» Дмитрий Теплицкий. Однако о более ответственном отношении к кредитным средствам среди всех групп заемщиков говорить слишком рано, пока можно лишь с уверенностью говорить о временном улучшении качества клиентов банка, — говорит Докучаева.— По моим убеждениям, 70% россиян остаются по-прежнему недостаточно финансово грамотными, есть такая поговорка — «берем чужие, отдаем свои». Их поведение больше напоминает поведение рачительных немцев, хотя мотивацией является сильный стресс из-за факта наличия долга, свидетельствуют данные исследования Международного клуба НАПКА, объединяющего российские и зарубежные коллекторские фирмы.В рамках исследования были опрошены 1 тыс. Думаю, мы шагнули вперед, но пока платежная дисциплина не такая, как в развитых странах, где все привыкли беречь кредитную историю, — сказал он.Российский рынок кредитования достаточно молодой, что отражается на портрете заемщика и на особенностях должников, соглашается президент «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева. Там выше доля «долговых наркоманов» (15% против 5% в России и 6% в Германии).— На текущий момент ситуация изменилась, ужесточение требований ЦБ, сложная макроэкономическая ситуация в стране повлияли на то, что банки практически прекратили кредитовать население — в силу данных объективных причин заемщики конца 2014 – 2015 года более взвешенно подходили к принятию решения по оформлению кредита, одновременно с этим сами кредиторы тщательно отбирали потенциальных клиентов. Но они же и чаще срываются, влезая в случайные долги, чтобы что-то себе позволить (такую склонность имеет четверть опрошенных респондентов). человек в каждой из трех стран. Почти три четверти россиян считают долг тяжелой эмоциональной нагрузкой, постоянно испытывают дискомфорт по этому поводу (аналогично ведут себя лишь 60% жителей США). Больше половины россиян не готовы выплачивать по кредитам в месяц более 10 тыс. В результате значительно большее число россиян обременены задолженностью: 83% респондентов имеют долги или выплачивали их в прошлом. Наравне с жителями других стран россияне не приветствуют займы на одежду и ювелирные украшения, но готовы брать в долг, чтобы оплатить медицину. Должники, которые не готовы брать новые кредиты, чтобы погасить старый долг, всё чаще идут на контакт с коллекторами — они предлагают увеличить срок погашения, например, с года до 3–5 лет, снижая ежемесячный платеж и долговую нагрузку. Люди даже готовы отказаться от такого блага, как еще один холодильник или телевизор. К тому же россияне чаще, чем жители Штатов, испытывают отрицательные эмоции, если не могут оплатить свой долг. Таким образом, чем больше кредитов приходится обслуживать, тем в разы возрастает риск выхода на просрочку, подчеркивает Докучаева: среди заемщиков с одним кредитом 25% имеют проблемный кредит, среди заемщиков с тремя и более — 50%, т.е. Зачастую они не рассчитывают свой бюджет, не понимают, что нужно всегда оставлять на черный день, если вдруг ботинок порвется. Но позитивные изменения все-таки есть. Почти половина россиян предпочитают не приобретать в долг бытовую технику, каждый третий не готов влезать в долги ради организации праздников (свадьбы или юбилея), столько же не готовы брать взаймы ради путешествий.