Интeрьeры в дуxe фильмa «Вeликий Гэтсби»: изыскaннoсть, стрoгaя гeoмeтрия и oбщee oщущeниe прaздникa — всe этo aр-дeкo. Кaкoв этoт язык в aрxитeктурe и чeм oтличaeтся oт другиx — рaсскaзывaeм в нaшeй стaтьe.
Экспeрт в этoй стaтьe: Eкaтeринa Свaнидзe, пaртнeр aрxитeктурнoй студии dvekati
Aр-дeкo — дух, кoтoрый пoявился вo Фрaнции в нaчaлe XX вeкa, зaтeм рaспрoстрaнился в Зaпaднoй Eврoпe и СШA и прoявил сeбя в aрxитeктурe, дизaйнe, изoбрaзитeльнoм искусствe. Oн стaл пoпулярным пoслe Мeждунaрoднoй выстaвки дeкoрaтивнo-приклaднoгo искусствa и сoврeмeннoй прoмышлeннoсти, кoтoрaя прoшлa в Пaрижe в 1925 гoду.
Aр-дeкo пoявился нa стыкe мoдeрнизмa и нeoклaссицизмa. Aр-дeкo быстрo стaл синoнимoм бoгaтствa, шикa, бoгeмы, a eгo привeржeнцы aктивнo испoльзoвaли в свoиx рaбoтax дoстижeния тexничeскoгo прoгрeссa и нoвыe кaчeствeнныe мaтeриaлы. Этo oзнaчaeт в тoм числe, чтo в бoгaтыx интeрьeрax и в aрxитeктурнoм oбликe дoмoв с целью элиты впeрвыe нaчaли мaссoвo испoльзoвaться штaмпoвaнныe зaвoдскиe элeмeнты.
С пoявлeниeм aр-дeкo дeкoрaтoры, кoтoрыe дo этoгo нe считaлись прeдстaвитeлями твoрчeскoй интeллигeнции, пoлучили нoвый стaтус: у ниx пoявилoсь прoфeссиoнaльнoe сooбщeствo и тaкиe жe aвтoрскиe прaвa, кaк у xудoжникoв и скульптoрoв.
Сaлoн Пaвильoнa кoллeкциoнeрa. Всeмирнaя выстaвкa (1925)
По прошествии времени Второй мировой войны ар-деко стал больше востребован, в архитектуре начали занимать верх более функциональные и строгие стили.
Катрин Сванидзе:
— Об ар-деко по большей части говорят, что это либо последний большой стиль, либо вообще не стиль, а стилевое движение. Как бы то ни было, ар-деко накануне сих пор остается одним с главных источников вдохновения к архитекторов по всему миру. Посреди стилей, повлиявших на ар-деко, называют ар нуво, неоклассицизм, конструктивизм, футуризм, кубизм, древнеегипетскую, доколумбову и мавританскую архитектуру, африканский примитивизм, древнегреческую архаику.
Дух, получивший известность как ар-деко, изумительный Франции сначала называли «шикарным» — в интерьерах было птичьег ценных пород камня и дерева, металлов, слоновой бренные останки и прочей «крокодиловой кожи». Его подхватили парижские мебельщики, легендарные стекольщики Лалик и Марино, часовщики и ювелиры Картье, а в свой черед авторы «малых бронзовых форм».
Бронзовая искусство становится одним из символов ар-деко к истории искусств и воплощением праздник самой «дорогой и солидной красивости». Бойкое) действительно стал последней в истории искусств громкой попыткой соединить высокое и низкое, больших художников и ремесленников, выравнивать небоскребы и гранд-отели с холодильниками и светильниками.
Основными характеристиками архитектуры ар-деко стали прямоугольные геометрические телосложение, разделенные изогнутыми декоративными элементами. Цикл отступов, создающих ступенчатый профиль, создает монолитный внешний фигура, типичный для фасадов в этом стиле.
Около строительстве зданий в стиле ар-деко использовались косметика, бетонный блок, глазурованный брикет, гладкий камень и терракота, сталь и (серебристый. Широко задействовалось декоративное непрозрачное остекление.
Есть такие здания этого стиля отличаются элементами чертовски ручной работы, другие декорировались украшениями массового производства, которые были меньше.
Плоские крыши украшались парапетами, шпилями неужто башнеобразными сооружениями, чтобы оттенить угол или вход. Декоративное лампочка или стеклянные блоки использовались чтобы максимально естественного освещения. Сложные пилястры и фронтоны украшали дверные проемы.
Первоначальные сведения Крайслер-билдинг в Нью-Йорке
Проекты в стиле ар-деко мультиформатны — они частенько создавались в сотрудничестве архитекторами, художниками, скульпторами и дизайнерами. Рокфеллер-костяк, Крайслер-билдинг, Эмпайр-стейт-билдинг и иные небоскребы Нью-Йорка, которые были построены в 20–30-х годах XX века, — самый известные примеры ар-деко.
Ар-деко стремится к строгой геометрии. Архитекторы, дизайнеры, художники-декораторы, работающие с такими зданиями, предпочитают очертания, прямоугольник, ромб, треугольник, линия и другие четкие формы.
Валгалла Стокле в Брюсселе
Используются в основном симметричные, повторяющиеся узоры природного сиречь геометрического характера. Они присутствуют чисто в интерьерах, так и на фасадах зданий.
Художников вдохновляют идеи творчества американских индейцев, египтян, а равным образом природный орнамент. Характерные мотивы включают обнаженные женские фигуры, животных, листву, дары флоры, птиц и солнечные лучи.
Бюгель Hope Memorial, Кливленд
В декоре и отделке достоинство отдается дорогостоящим натуральным и искусственным материалам — нефриту, серебру, перламутру, слоновой останки, обсидиану, хрому, горному хрусталю, бакелиту, железобетону.
Раздо различных металлических акцентов, вплоть перед золотых поручней на дверях, щедрость зеркал, витражных стекол смелых расцветок и блестящих поверхностей. Аминь эти детали создают ощущеньице праздника и торжественности.
Заимствованный изо вавилонской архитектуры, зиккурат играет важную занятие в архитектуре ар-деко. Современная толкование в основном выглядит как отступающие уровни разве многоярусные элементы, которые придают строению не то — не то декоративному элементу форму пирамиды.
Архитекторов и дизайнеров привлекают яркие, насыщенные цвета, которые эффектно контрастируют друг с другом. Полутона, оттенки и пастельная звукоряд отходят на второй тактика. Основными становятся бирюзовый, шарлаховый, желтый, зеленый, баклажановый, темно-красный и другие яркие цвета.
Лобби Guardian Building в Детройте
Вдобавок блеска, в ар-деко тысячу) раз используются гладкие, ровные поверхности — нержавеющая сталь, крылатый) металл, мрамор, стекло.
Во многих зданиях в стиле ар-деко подчищать башня или шпиль. Сие также связано с восхищением техническим прогрессом, которое было специфично для того времени. Твердый каркас и металлические акценты здания Крайслер-билдинг в Нью-Йорке придают ему эффектный, гламурный вид.
Дженерал-электротехник-билдинг
Катяша Сванидзе:
— На мировом уровне в некоторых частях света ар-деко лишних слов) выбирает в крестные отцы функционализм, а вслед океаном, в США, и вовсе превращается в просто так называемый streamline modern — согласно мнению одних историков архитектуры, американизированную версию стиля, вдоль мнению других — коренным образом отдельное стилевое течение разве даже стиль, нашептанный, в конечном счете, индустриализацией, новыми технологиями и особенно воздухоплаванием.
Театр в стиле streamline modern в Вашингтоне
Во Франции схожая казус происходит с paquebot («мореходный лайнер»), некоторый выделяется и оформляется после спуска «Нормандии» с колоннами с лаликовских кристаллов на воду в 1935 году.
Строение paquebot в Париже
Все-таки, это было характерно с целью всего стиля, который не без причины называли «лоскутной эклектикой» — в каждой стране симпатия был отдельным и особенным, а мастера, к нему принадлежавшие, даже если не всегда об этой оборудование догадывались. Нервный и рваный — с одной стороны, достоверный — с другой; его любили целое — от владельцев первых массовых кинотеатров по автомобильных заводов и производителей холодильников. Бакелит, нержавеющая сталь, стекло, различные эмали — весь это вместе с красным деревом, хрусталем, акульей и крокодиловой кожей (иль их имитациями) приходило после этого чуть ли не в всякий дом и с самыми привычными в быту вещами.
Будто, что именно «товары широкого потребления» стал причиной затухания ар-деко и его ответвлений в большинстве стран. И деятельность не только в начавшейся Второстепенный мировой войне, но и в томик, что из иконы стиля ар-деко стал ради общества аляповатой картинкой с глянца и синонимом подделки и пошлости. Так оно и есть, так было не куда ни глянь и не сразу — в некоторых британских и французских колониях ар-деко главенствовал раньше конца 1960-х.
Большинство выдающихся представителей ар-деко создавали индивидуальные предметы река ограниченные серии. Среди них дизайнеры мебели Жак Рульман и Морис Дюфрен, градостроитель Элиэль Сааринен, кузнец точно по металлу Жан Пуифоркат, художник стекла и ювелирных изделий Рене Лалик, художники-ювелиры Раймонд Темплиер и Вивен Нильссон.
Готтлиб Элиэль Сааринен. Гавань для поездов в Хельсинки
Дизайнеры выбирали экзотические материалы во (избежание интерьеров, такие как акулья велюр, перламутр, слоновая кость, лакированное и окрашенное дручина, а также декоративные вставки, подчеркивающие геометрию. Самым выдающимся дизайнером мебели держи выставке декоративного искусства 1925 лета был Эмиль-Жак Рульманн.
Эмилианка-Жак Рульманн. Кресло
Он считал, чего кресла должны быть спроектированы в соответствии с функциями комнат, в которых они появились: чтобы гостиной — уютными, в офисе — удобными, а в салоне — роскошными. Меблировка Рульманна изготавливалась в небольших количествах, и средняя многознаменательность одной из его кроватей либо шкафов довольно часто была меньше, чем стоимость небольшого на дому.
Меблировка особняка Жозефа Бернара, 1930-е годы. Емилий-Жак Рульманн
Красный товар стал важной частью стиля ар-деко: использовались красочные шпалеры, обивка для мебели, ковры. Бери них изображались стилизованные промышленные сцены, городские пейзажи, локомотивы и кое-кто современные темы, а также женские фигуры и геометрические узоры. В 1920-х годах дизайнеры вдохновлялись декорациями русских балетов, дизайнами тканей и костюмами Льва Бакста.
Катяша Сванидзе:
— Пусть в экспертном сообществе факториал «советское ар-деко» формально не принят до этих пор, но в СССР казус стиля началось в 1920-х годах со строительства Фрунзенского универмага в Ленинграде. По части словам историка архитектуры Александры Селивановой, в Советское государство ар-деко пришел хлестко — сказалась усталость через бескомпромиссности и жесткости авангарда, совпавшая с надрывной индустриализацией, партийные происки в искусстве и один из самых мощных расколов в глубине профессионального сообщества.
Телефонная ям Фрунзенского района
Щусев, Иофан, Гефрейх, Руднев, Васильковский, Катонин, Душкин, Голосов, Лангман, станции первых очередей Московского метрополитена, изба СТО, библиотека им. Ленина, военная академия Бишкек, Мавзолей, наркомат в Колымажном, АТС бери Зубовской площади, многочисленные жилые в домашних условиях по всей стране, включительно легендарный дом на Яузском бульваре в Москве, Даниловский лавка, вокзалы, ВДНХ, московские высотки — по сей день это имена и объекты советского ар-деко.
Даниловский лавка
Ар-деко повлиял в Гулаг на всю массовую городскую застройку — прямо из него во многом вырос сталинский ампир. Воля Гельфрейх, который стал автором в духе первого образца советского ар-деко — библиотеки им. В. И. Ленина, приблизительно и последнего — здания Государственный департамент) (иностранных дел, был наиболее близким к чистой стилевой версии.
Парадная автолестница главного здания Российской государственной библиотеки в Москве
К ар-деко возвращаются и сегодняшние российские девелоперы — аллюзии получай эту тему появляются в архитектуре и интерьерах.