фoтo: Кирилл Искoльдский
Дoбрaться из Мoсквы в Лeнингрaд, oнo тoгo стoилo дo пoслeднeгo врeмeни (o рaсxoд бeнзинa, oкoлo 2,6 тысяч рублeй. Тeпeрь стoимoсть трaнспoртирoвки мeжду двумя стoлицaми мoжeт дoстигaть 2,9 тысячи дo 3 тысяч рублeй. Удовольствие не из дешевых, однако, более 10 миллионов россиян ежемесячно пользуются этой услугой.
В принципе, недорого. Билет на рейс между Питером и Москвой, в престижном классе стоит менее 5 тысяч рублей. Полет «Сапсана» в обоих концах по два-три раза дешевле — то есть, стоит примерно столько же, сколько платить за бензин. Тем не менее, «железный конь» уже не является предпочтительным средством передвижения граждан путешественников. Топливо дороже, поэтому количество междугородных пассажиров падает. За последний год их количество сократилось примерно на 10%, и эта тенденция усиливается:
Доверие не завоевать ОПЕК, которая в своем докладе от ноября улучшила прогноз спроса на нефть в мире в 2017 году, почти на 100 млн. баррелей. Как отмечают эксперты, это было сделано, чтобы отразить результаты в Китае, в третьем квартале, которые превзошли ожидания. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни в странах Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, а также китайской Народной Республики, Индии и других государств.
Кроме того, как отмечается в ежегодном докладе Международного энергетического агентства (МЭА-Международная организация, которая отвечает, главным образом, в энергетической политике США), общий объем мирового производства «голубого топлива» к 2025 году должен превысить 4 миллиардов кубических метров, к 2040 году — 5,3 миллиарда долларов.
«Ожидается, что американцы будут производить к 2025 году 971 млрд кубометров, а к 2040 году-чуть более триллиона. Третий производитель будет Иран с показателями 243 млрд кубометров (до 2025 года) и 338 миллионов долларов США (2040) кубических метров, соответственно. Доля российского газа в мировой торговле увеличится до 37% к 2025 году и 40% к 2040 году.
Цены на бензин в России на первый взгляд не связаны с макроэкономическим показателям, как цены на нефть и газ. Однако, эта зависимость не наблюдается. Скачки стоимости «черного золота» отражается на ценниках на АЗС — в России зафиксирован рекордный рост оптовых цен на топливо для транспорта. С начала ноября стоимость бензина АИ-92 выросла на 3%, до 43,2 тысячи рублей за тонну, а тонна АИ-95 теперь требуют почти 45,7 тыс. рублей.
Власти считают, что не следует впадать в панику. «Теперь изменения конъюнктуры внешнего рынка. Цены на нефть выросли существенно. Налог на добычу углеводородов. — «МК») составляет, примерно, месяц задержки. Это означает, что предел роста цен на бензин и стимулы для сокращения появятся в ближайшем будущем», — отметил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.
По словам специалиста Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, цены на бензин растут вне зависимости от нефтяного фактора. Это связано с налоговой системой, которая составляет до 80% стоимости бензина, различных сборов, пошлин и акцизами, произошедших в бюджеты различных уровней, независимо от цены сырья. Как отмечает эксперт, несмотря на то, что нам рапортуют, если инфляция будет практически нулевой, если взять потребительский сектор, там инфляция в два-три раза опережает официальный. Таким образом, доверие в долгосрочной перспективе, рост цен, отдельно от глобального рынка энергии, будет уникальным. Литр АИ-95 вырастет в цене до 42 рублей, а АИ-98 меньше 50 рублей.