Сoвeт бeзoпaснoсти рoссийскoй фeдeрaции, aкaдeмик Рoссийскoй aкaдeмии нaук Aлeксaндр Нeкипeлoв прeдстaвили прoeкт «eдинaя Eврaзия» — систeмы трaнспoртнo-лoгистичeскиx кoридoрoв, кoтoрыe сoeдинят Трaнссиб, БAМ и Сeвeрный мoрскoй путь.
Oсвoeниe Сибири, Дaльнeгo Вoстoкa и Aрктики тeпeрь будут дирижaбли. Сoвeт бeзoпaснoсти и aкaдeмик Aлeксaндр Нeкипeлoв прeдстaвили прoeкт «eдинaя Eврaзия».
Oснoвнaя цeль прoeктa — стимулирoвaниe бoлee oсвoeниe Сибири, Дaльнeгo Вoстoкa и Aрктики, сooбщaют рoссийскиe СМИ.
Всeгo прeдлaгaeтся сoздaть двa трaнспoртa и лoгистики кoридoр, длинa 9,6 тысяч км, a тaкжe нoвый быстрый путь жeлeзнoй дoрoги нa базе транссибирской магистрали и байкало-амурской магистрали. В Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике должна появиться инфраструктура.
В настоящее время, из всех компонентов проекта, более подробно дирижаблей «АТЛАНТ» (аэростатический транспортный воздушного судна нового типа).
Их планируется использовать для перевозки грузов между Транссибом и северным морским путем. Грузоподъемность новых судов составит до 16 тонн, дальность полета-от 2 до 5 тыс.
Ориентировочная стоимость проекта создания судов — 3,2 млрд руб., строительство завода, на котором они будут проводиться, будет стоить от 8 до 10 млрд руб.
По мнению авторов проекта, такой дирижабль может заменить до пяти вертолетов Ми-8, стоимость летного часа у дирижабля по сравнению с вертолетов достаточно низкая — 24-35 руб. вместо 115 рублей.
Ориентировочная стоимость проекта, который планируется завершить в 2035 году, стоимостью $220-240v млрд.
Дирижабли: в России и в мире
Изобретателем дирижабля считается французский математик XVIII века, Жан Батист Мари Шарль Менье, но несовершенство технологий того времени не позволили реализовать идею. Первый аппарат был запущен только 70 лет спустя, в 1852 году
Важным шагом стало изобретение в 1860 году бельгийцем Жаном Этьеном Ленуаром первого коммерческий успех, двигателя внутреннего сгорания мощностью около 12 лошадиных сил.
Но полностью управляемый полет впервые был совершен в 1884 году, на французском военном дирижабле с электродвигателями мощностью 8,5 л. с.
Впрочем, впоследствии, как и в автомобильной отрасли, углеводородов, двигатели, показали свое превосходство.
Поначалу все эти устройства были мягкие, тип: диффузор, корпус подается и оболочкой для газа.
Но с развитием технологий появились жесткие дирижабли. В них несущий газ распределяется между отдельных отсеков, расположенных внутри ткань покрыта каркаса.
Эти устройства обладали большей грузоподъемностью, чем самолеты того времени, а также зарекомендовали себя как быстрый и относительно надежный вид транспорта.
Но постепенно тяжелые, неповоротливые машины, заполненные, как правило, взрывчатое вещество, водород, уступили место воздушным пространством быстро совершенствовавшимся самолет.
«Золотой век» дирижаблей закончился в 1937 году, с катастрофы цеппелина «Гинденбург». Прибор немецкого производства, наполненный водородом, взорвалась при посадке из США. К счастью, из 97 находившихся на борту человек, 62 удалось спасти.
Конечно, большинство из этих проблем можно было бы избежать, заполняя бутылки гелия, и не взрывоопасный водород, но, к сожалению, инертного газа, было очень дорогим.
В конце XX века, вновь возродилась, активный интерес к дирижаблям. Кроме того, развитие технологии сделало гелий является более доступным, и возможность отказаться от водорода.
В России, один из разработчиков и производителей воздушных шаров и дирижаблей-это компания «Авгуръ — Аэростатные системы».
В нашей стране, использование дирижаблей еще не получил широкого распространения. На данный момент, наибольший спрос на малых и средних дирижаблей, которые используются в коммерческих проектах, не предполагающих грузов и пассажиров.
Если говорить о промышленном использовании, дирижабли, интерес как техническое средство для мониторинга части линейных газопроводов.
В рамках этого проекта осенью 2008 года, был проведен испытательный полет устройства многофункциональные В 30, разработанная компанией «РосАэроСистемы».
На борту устройства выполняется лазерное сканирование, а также аэрофото — и съемки этапа магистрального газопровода Горький — Центр, общая длина (73 км).
Испытательный полет начался 31 октября 2008, Аппарат взлетел с места постоянного базирования в районе Киржача.
В первый день специалистов, которые находились на борту В 30, сняли в 37 км трасс. Оставшиеся 36 км прошли 1 ноября.
США и Германия – лидеры
Соединенные ШТАТЫ – один из лидеров в области производства и использования дирижаблей в мире. Основными потребителями этих устройств является, как ни странно, Пентагон.
Разработка дирижаблей Пентагоном ведется по двум направлениям. С одной стороны, создаются небольшие дешевые воздушные шары, и дирижабли, тактики, с другой стороны, ведутся работы по проектированию стратосферных дирижаблей стратегического назначения.
В начале 2005 года, армия сша объявила о испытаниях на полигоне в Аризоне мини-мяч Combat SkySat Phase 1, которая позволила общаться на почве, услуги на расстоянии 320 км Масса мини-шар, около 2 кг, при массовом производстве стоимость может быть около $2 миллиардов.
В Федеральной авиационной администрации США, телекоммуникационная компания Globetel подал заявление испытательный полет дирижабля Stratellite-телекоммуникационной платформой на борту для поддержки на площади около 800 км2.
В феврале 2005 года, в Ираке, Пентагон испытал дирижабль MARTS (Marine Airborne Re-Transmission Systems), которое оснащено оборудованием, позволяющим поддерживать связь с подразделениями в радиусе 180 км от отеля. Он способен выдерживать порывы ветра скоростью до 90 км/ч и в течение двух недель, висит в воздухе без посадки.
США стали страной, которая заменила взрывоопасный водород на более безопасный гелий при строительстве дирижаблей.
Европа-это регион, активно развиваться в этом направлении. В частности, речь идет о Германии и Франции.
Так, французская компания Aerospace Adour Technologies в сотрудничестве с почтовой службой рассматривает возможность использования дирижаблей для транспортировки посылок. Другая французская компания, Theolia, специализирующаяся на возобновляемых источниках энергии, финансирует строительство дирижаблей.
Немецкая компания Deutsche Zeppelin-Reederei использует дирижабли нового поколения для перевозки туристов и научных грузов.
По причине нестабильности и зависимости дирижаблей от погоды компания осуществляет полеты только с марта по ноябрь.
Дирижабли на Севере
На сегодняшний день интересными и перспективными представляются гибридные, жесткокаркасные дирижабли: они могут перевозить пассажиров и грузов (включая транспортировку сжиженного природного газа).
Особенно внимательно изучаются перспективы подобной техники при освоении отдаленных районах Сибири и Крайнего Севера.
Факт в том, что, если расходы на эксплуатацию дирижаблей по-прежнему остаются сравнительно дешевой и надежной доставки грузов в условиях неразвитых транспортных средств.
Дирижабль может приземляться в любом месте.
Плавность и скорость передвижения, но и надежность полета этого устройства являются преимущества, позволяющие получать более качественные материалы для трехмерных моделей местности.
Кроме того, дирижабли продемонстрировали большую выживаемость пассажиров в случае аварии, чем самолеты и вертолеты.
Гелий
Как было показано выше, использование гелий стал одним из факторов, благодаря которым интерес к этому вида транспорта родилась в XXI веке.
Гелий, менее взрывной, водород, который используется во всех дирижаблей в начале XX века. И Россия является лидером по запасам этого газа. Основными конкурентами на зарубежных рынках выступают США, Катар и Алжир.
На данный момент промышленное производство гелия, мы провели на Оренбургском нефтегазоконденсатном месторождении («Газпром добыча Оренбург»). В последние годы, содержание гелия здесь снизилась до 0,055% до 0,04%.
Но главная федерация гелиеносная провинция южной окраине Сибирской геологической платформы. Здесь уже открыты 26 гелийсодержащих газовых месторождений.
Один из самых больших из них, кроме Ковыкты и Чаянды, Дулисьминское (Иркутская область), Среднеботуобинское, Тас-Юряхское, Верхневилючанское (Республика Саха — Якутия), Собинское, Юрубчено-Тохомское (Красноярский край). Концентрация гелия здесь от 0,15% до 1%.
Первый начинает разрабатываться Чаяндинское месторождение в Республике Саха (Якутия). Содержание гелия здесь очень высок-0,5%. На Ковыктинском, которое начнется разработка второго, 0,28%. Добыча газа на Чаянде начнется в 2017 году,
По словам экспертов, к 2030 году Россия сможет производить от 100 до 120 миллионов кубических метров гелия в год.
Таким образом, очевидно, что если использование дирижаблей в нашей стране будет действительно выросла, как указано в проекте, он решает сразу две проблемы: облегчит транспортную сеть малообжитых регионов страны, но также улучшить внутренний рынок гелия.